Дорогие пользователи! С 15 декабря Форум Дети закрыт для общения. Выражаем благодарность всем нашим пользователям, принимавшим участие в дискуссиях и горячих спорах. Редакция сосредоточится на выпуске увлекательных статей и новостей, которые вы сможете обсудить в комментариях. Не пропустите!

Любовница века – 3

Маркиза
Помпадур стиль  — стилистическое течение французского Рококо, или стиля Людовика XV, сложившееся благодаря деятельности фаворитки короля  маркизы де Помпадур, урожденной Жанны Антуанетты Пуассон. Она  обладала всеми достоинствами, необходимыми для роли покровительницы искусства. Под её попечением  работали живописцы П.-А. Бодуэн и Франсуа Буше, скульпторы Ж.-Б. Пигаль и Э.-М. Фальконе ("Медный всадник";), мебельщики А.-М. Криер и П. Мижон. Маркиза руководила коллегией декораторов, орнаменталистов, ювелиров, художников по тканям. Жанна была одним из главных акционеров Ост-Индской компании, осуществлявшей торговлю со странами Востока — Китаем, Индией, Японией. На любимых ею шёлковых тканях (привозных и местного производства) повторялись изображения китайцев и китаянок, джонок, мостиков, попугаев и пагод. Маркиза покровительствовала деятельности Севрской фарфоровой мануфактуры. Эстетика "малого двора" маркизы способствовала развитию жанра багателей — изящных безделиц: украшений, бантов, шатленов, табакерок, бонбоньерок, медальонов. В шкатулки и табакерки монтировали потайные миниатюры — картинки эротического содержания. С именем маркизы связаны многие нововведения моды и термины в истории костюма. Сильно драпированные женские платья со складками сзади, от шеи вдоль спины и до самой земли, принятые в период Регентства, в начале XVIII в. (их называли "складками Ватто", по фамилии живописца) сменили более легкие "платья помпадур". Вместо огромных париков появились изящные прически с зачесанными наверх волосами. Маркиза была небольшого роста, поэтому в моду вошли высокие каблуки. Темно-красная атласная ткань с вытканными шёлковыми нитями золотистыми гирляндами, кресла типа бержер с мягкими подушками также получили название "помпадур". Розовые и голубые ленты, завязанные бантами на платье, — тоже "помпадур". Маленькая сумочка ридикюль из мягкой кожи - ее изобретение. Бриллианты, огранка которых называется "маркиз" (овальные камни), своей формой напоминают рот фаворитки. Конусообразные бокалы для шампанского, по легенде, сделаны по форме  груди мадам де Помпадур. Таким образом, эта женщина стала воплощением изящества, грации и вкуса начала эпохи Рококо до такой степени, что это время часто называют не веком Рококо, а "эпохой Помпадур".

Ван Лоо. Жанна-Антуанетта Пуассон, маркиза де Помпадур, в образе Прекрасной Садовницы.


 
Тема закрытаТема скрыта
Комментарии
279
МаркизаВ ответ на Маркиза
Маркиза
Итак, камеристка маркизы мадам дю Оссе записывала разговоры хозяйки с королем, сидя на своем балкончике для подслушивания, или во время дежурства. Мадам де Помпадур хотела, чтобы та была в курсе всех дел и позволяла ей приходить и уходить, когда она пожелает. «Мы с королем вам полностью доверяем и продолжаем разговор при вас, как будто вы любимая кошка или собачка». Эта женщина была необразованна, так что нацарапанные ее рукой без всякого плана описания разных сцен и событий представляют собой сплошную мешанину, но она обладала даром уловить и передать тон разговора, и все, ею написанное, полно жизни. Она происходила из простых, то есть, далеко не самых знатных дворян, и есть основания предполагать, что они с мадам де Помпадур были знакомы с детства. Вероятно, мадам дю Оссе была бедна, если согласилась принять должность камеристки, но совершенно ясно, что ей это занятие очень нравилось. Мадам де Помпадур заботилась о своих слугах, и они платили ей любовью.

Туалет, Франсуа Буше
Маркиза
Когда мадам де Помпадур умерла, один приятель застал Мариньи сжигающим бумаги своей сестры. Этот друг имел пристрастие к занимательным историям и попросил отдать записки ему. Мариньи так и сделал, а со временем они перешли в руки мистера Кроуферда из Килвиннинка, жившего во Франции шотландца, собирателя произведений искусства и друга мадам дю Деффан, королевы Марии Антуанетты и Ферзена. Он подготовил дневник мадам дю Оссе к изданию и опубликовал его в 1809 году, но рукопись оригинала исчезла. Мемуары госпожи дю Оссе кажутся правдоподобными, и если они подделаны или дополнены, то, вероятно, это сделал человек, знавший двор изнутри, так как сообщаемые в них подробности часто подтверждаются другими мемуарными источниками, рукописи которых изданы через много лет после выхода в свет дневника камеристки. В общем, кажется проще поверить, что мадам дю Оссе сама их написала.

Модистка, Франсуа Буше
МаркизаВ ответ на Маркиза
Маркиза
Когда мадам де Помпадур умерла, один приятель застал Мариньи сжигающим бумаги своей сестры. Этот друг имел пристрастие к занимательным историям и попросил отдать записки ему. Мариньи так и сделал, а со временем они перешли в руки мистера Кроуферда из Килвиннинка, жившего во Франции шотландца, собирателя произведений искусства и друга мадам дю Деффан, королевы Марии Антуанетты и Ферзена. Он подготовил дневник мадам дю Оссе к изданию и опубликовал его в 1809 году, но рукопись оригинала исчезла. Мемуары госпожи дю Оссе кажутся правдоподобными, и если они подделаны или дополнены, то, вероятно, это сделал человек, знавший двор изнутри, так как сообщаемые в них подробности часто подтверждаются другими мемуарными источниками, рукописи которых изданы через много лет после выхода в свет дневника камеристки. В общем, кажется проще поверить, что мадам дю Оссе сама их написала.

Модистка, Франсуа Буше
Жена АидаВ ответ на Маркиза
Маркиза
Когда мадам де Помпадур умерла, один приятель застал Мариньи сжигающим бумаги своей сестры. Этот друг имел пристрастие к занимательным историям и попросил отдать записки ему. Мариньи так и сделал, а со временем они перешли в руки мистера Кроуферда из Килвиннинка, жившего во Франции шотландца, собирателя произведений искусства и друга мадам дю Деффан, королевы Марии Антуанетты и Ферзена. Он подготовил дневник мадам дю Оссе к изданию и опубликовал его в 1809 году, но рукопись оригинала исчезла. Мемуары госпожи дю Оссе кажутся правдоподобными, и если они подделаны или дополнены, то, вероятно, это сделал человек, знавший двор изнутри, так как сообщаемые в них подробности часто подтверждаются другими мемуарными источниками, рукописи которых изданы через много лет после выхода в свет дневника камеристки. В общем, кажется проще поверить, что мадам дю Оссе сама их написала.

Модистка, Франсуа Буше
Как всегда - никаких оригиналов. А бумага - всё стерпит.
МаркизаВ ответ на Жена Аида
Жена Аида
Как всегда - никаких оригиналов. А бумага - всё стерпит.
История переписки2
Да,подозрительно.
Маркиза
Однажды эта мемуаристка оказалась участницей страшной драмы: королю стало плохо в постели маркизы, казалось, что он умирает. Прямо среди ночи маркиза прибежала за мадам дю Оссе. Король задыхался и почти лишился чувств из-за одного из своих приступов несварения желудка. Они прыскали на него водой, поили гофманскими каплями (к этому лекарству маркиза питала большое доверие), а потом мадам дю Оссе привела доктора Кене, который жил тут же, этажом ниже. К тому времени, когда он пришел, худшее было позади, но доктор сказал, что будь королю шестьдесят, дело кончилось бы плохо. Когда волнение поутихло, женщины не могли не сказать друг другу, какой страшный произошел бы конфуз, умри король в спальне маркизы.

Людовик 15, 1747 г. портрет работы Шарля Ван-Лоо.
МаркизаВ ответ на Маркиза
Маркиза
Однажды эта мемуаристка оказалась участницей страшной драмы: королю стало плохо в постели маркизы, казалось, что он умирает. Прямо среди ночи маркиза прибежала за мадам дю Оссе. Король задыхался и почти лишился чувств из-за одного из своих приступов несварения желудка. Они прыскали на него водой, поили гофманскими каплями (к этому лекарству маркиза питала большое доверие), а потом мадам дю Оссе привела доктора Кене, который жил тут же, этажом ниже. К тому времени, когда он пришел, худшее было позади, но доктор сказал, что будь королю шестьдесят, дело кончилось бы плохо. Когда волнение поутихло, женщины не могли не сказать друг другу, какой страшный произошел бы конфуз, умри король в спальне маркизы.

Людовик 15, 1747 г. портрет работы Шарля Ван-Лоо.
Маркиза
Мадам дю Оссе ухаживала за маркизой во время ее бесчисленных болезней. Плохое здоровье сильно отравляло жизнь бедняжки, и с возрастом она едва ли не каждую неделю проводила день-два в постели. Была ли она чахоточной, как нередко говорили, остается неясно. Слабым местом маркизы было горло, она вечно страдала от воспалений в нем, вызывавших жар. С раннего детства она была подвержена простудам и удушью. Поэтому в ее комнате всегда было жарко натоплено, что нравилось и королю, и даже почти все лето там горел огонь. Больше всего маркиза любила стоять возле огня, опершись локтем о камин и спрятав руки в муфту. Как все люди, склонные мерзнуть, она больше страдала от холода летом, чем зимой. Доктор Кене хорошо понимал особенности ее конституции, и пока он за ней присматривал, она чувствовала себя довольно хорошо. Если не считать того, что он полагал кровопускание лучшим средством от всех болезней, его представления о медицине были довольно разумными.
МаркизаВ ответ на Маркиза
Маркиза
Мадам дю Оссе ухаживала за маркизой во время ее бесчисленных болезней. Плохое здоровье сильно отравляло жизнь бедняжки, и с возрастом она едва ли не каждую неделю проводила день-два в постели. Была ли она чахоточной, как нередко говорили, остается неясно. Слабым местом маркизы было горло, она вечно страдала от воспалений в нем, вызывавших жар. С раннего детства она была подвержена простудам и удушью. Поэтому в ее комнате всегда было жарко натоплено, что нравилось и королю, и даже почти все лето там горел огонь. Больше всего маркиза любила стоять возле огня, опершись локтем о камин и спрятав руки в муфту. Как все люди, склонные мерзнуть, она больше страдала от холода летом, чем зимой. Доктор Кене хорошо понимал особенности ее конституции, и пока он за ней присматривал, она чувствовала себя довольно хорошо. Если не считать того, что он полагал кровопускание лучшим средством от всех болезней, его представления о медицине были довольно разумными.
Маркиза
Примерно в 1751 году маркиза заняла комнаты мадам Монтеспан, блистательной фаворитки Людовика XIV. На эти апартаменты претендовали и дочери короля. Некоторые считали, что мадам де Помпадур поступила очень умно, не допустив этого. Ведь если бы король привык спускаться по одной лестнице, чтобы попасть к дочерям, они могли бы отучить его подниматься по другой лестнице, к своей фаворитке. Королева в этом деле приняла сторону маркизы против принцесс и тем немало удивила двор. Она к ним ревновала короля и не слишком любила дочерей, ее сердце было отдано дофину. К несчастью для Версаля, королю хотелось обязательно поселить принцесс поближе к себе, поэтому он распорядился снести прекрасную Посольскую лестницу архитектора Ле Во, с фресками Лебрена, и на ее месте построил для них апартаменты.

При строительстве замка Херренкимзее Людвиг II пожелал дважды воспроизвести утраченную версальскую лестницу, однако до смерти короля успели оформить только Южную лестницу.
МаркизаВ ответ на Маркиза
Маркиза
Примерно в 1751 году маркиза заняла комнаты мадам Монтеспан, блистательной фаворитки Людовика XIV. На эти апартаменты претендовали и дочери короля. Некоторые считали, что мадам де Помпадур поступила очень умно, не допустив этого. Ведь если бы король привык спускаться по одной лестнице, чтобы попасть к дочерям, они могли бы отучить его подниматься по другой лестнице, к своей фаворитке. Королева в этом деле приняла сторону маркизы против принцесс и тем немало удивила двор. Она к ним ревновала короля и не слишком любила дочерей, ее сердце было отдано дофину. К несчастью для Версаля, королю хотелось обязательно поселить принцесс поближе к себе, поэтому он распорядился снести прекрасную Посольскую лестницу архитектора Ле Во, с фресками Лебрена, и на ее месте построил для них апартаменты.

При строительстве замка Херренкимзее Людвиг II пожелал дважды воспроизвести утраченную версальскую лестницу, однако до смерти короля успели оформить только Южную лестницу.
КапсЮль, 2 ребенкаВ ответ на Маркиза
Маркиза
История переписки2
Какая роскошь
МаркизаВ ответ на КапсЮль
КапсЮль
Какая роскошь
История переписки3
Да,жалко её.
Маркиза
Сейчас от квартиры мадам де Помпадур на нижнем этаже ничего не осталось. Когда Луи-Филипп превратил Версаль в музей, он распорядился изменить планировку этих комнат, снять панели со стен и сложить их в подвале. Мадам де Помпадур, так ненавидевшая пруссаков, не удивилась бы, узнав, что вся резьба по дереву, выполненная для нее Вербректом, угодила в печки, чтобы согреть немецких солдат в 1870 году.

Комнаты маркизы сегодня
МаркизаВ ответ на Маркиза
Маркиза
Сейчас от квартиры мадам де Помпадур на нижнем этаже ничего не осталось. Когда Луи-Филипп превратил Версаль в музей, он распорядился изменить планировку этих комнат, снять панели со стен и сложить их в подвале. Мадам де Помпадур, так ненавидевшая пруссаков, не удивилась бы, узнав, что вся резьба по дереву, выполненная для нее Вербректом, угодила в печки, чтобы согреть немецких солдат в 1870 году.

Комнаты маркизы сегодня
МаркизаВ ответ на Маркиза
Маркиза
История переписки2
МаркизаВ ответ на Маркиза
Маркиза
История переписки3
МаркизаВ ответ на Маркиза
Маркиза
История переписки4
МаркизаВ ответ на Маркиза
Маркиза
История переписки5
МаркизаВ ответ на Маркиза
Маркиза
История переписки6
ПятачокВ ответ на Маркиза
Маркиза
История переписки5
Красиво)
КапсЮль, 2 ребенкаВ ответ на Маркиза
Маркиза
История переписки3
Вот это мне нравится)
Маркиза

Маркиза
Королевских фавориток во Франции не любили испокон веков. Одновременно эти особы служили своего рода козлами отпущения. Благодаря их существованию французы могли любить своего монарха, а все его непопулярные шаги сваливать на фаворитку. Когда маркиза только что появилась в Версале, у нее было там четверо непримиримых врагов: герцог де Ришелье, братья д’Аржансон (маркиз и граф) и граф де Морепа. Маркиз д’Аржансон, попавший в опалу, был удален от двора в 1747 году, не столько под влиянием маркизы, сколько по проискам мадам инфанты.
МаркизаВ ответ на Маркиза
Маркиза
Королевских фавориток во Франции не любили испокон веков. Одновременно эти особы служили своего рода козлами отпущения. Благодаря их существованию французы могли любить своего монарха, а все его непопулярные шаги сваливать на фаворитку. Когда маркиза только что появилась в Версале, у нее было там четверо непримиримых врагов: герцог де Ришелье, братья д’Аржансон (маркиз и граф) и граф де Морепа. Маркиз д’Аржансон, попавший в опалу, был удален от двора в 1747 году, не столько под влиянием маркизы, сколько по проискам мадам инфанты.
Он вел дневник, посвященный главным образом тому, чтобы отравить всякую память о фаворитке и далеко превосходил остроумием и литературным дарованием всех своих современников-мемуаристов. Но д’Аржансон не знал меры, а потому читатель к концу дневника уже не верит почти ни одному его слову. Он был одним из тех авторов, которые любят в дневниках пророчествовать и чьи пророчества едва ли сбываются. Например: маркиза начинает надоедать королю, она утратила всю свою красоту — постарела, пожелтела, поблекла, иссохла, зубы у нее почернели, шея вся в морщинах, на грудь взглянуть страшно, и она плюет кровью; королю к ней и подойти противно, такое она внушает ему отвращение, поэтому он вот-вот отошлет ее прочь и вернется в лоно семьи. Все, к чему она ни прикоснется, обращается в прах, и так далее.

Марк Пьер де Войе де Пальми д'Аржансон, французский государственный и культурный деятель, военный министр при Людовике XV, почетный академик, президент французской Королевской академии наук