Дорогие пользователи! С 15 декабря Форум Дети закрыт для общения. Выражаем благодарность всем нашим пользователям, принимавшим участие в дискуссиях и горячих спорах. Редакция сосредоточится на выпуске увлекательных статей и новостей, которые вы сможете обсудить в комментариях. Не пропустите!

Гатчинский дворец

Евдокия
Продолжаю рассказ о дворцах, но на этот раз не Петербурга, а Ленинградской области.
Гатчина - любимая загородная резиденция Павла I и Александра III.
Сегодня Гатчинский дворец и парк – музей-заповедник «Гатчина».
 
Темы о дворцах Петербурга:
Зимний дворец
Императорские и великокняжеские дворцы Петербурга
 
PS  Евдокия всё ещё здесь))
Тема закрытаТема скрыта
Комментарии
169
ЕвдокияВ ответ на Евдокия
Евдокия
Освобождение Красногвардейска началось в январе 1944 года. На подступах города развернулись ожесточённые бои, скоро перешедшие на улицы города.
23 января городу вернули историческое название, а 26 января 1944 года Гатчина была освобождена.
Перед своим бегством из города гитлеровцы заминировали и подожгли дворец. Часть достопримечательностей дворца били уничтожены немцами, часть вывезены в Германию. Пожар уничтожил большую часть его художественной отделки. Пострадал и парк, вся территория которого была изрыта траншеями и противотанковыми рвами, много деревьев вырублены, мосты взорваны. Немного зданий уцелело и в самом городе.

Евдокия
В короткий срок гатчинцы возвели на месте руин и пустырей новые кварталы. А для Гатчинского дворца наступило забвение. В 1948 году были восстановлены межэтажные перекрытия, кровля, оконные и дверные проёмы.

Воссоздавать дворец-музей не планировалось, поскольку это считалось нерентабельным. Спасённые предметы из коллекций Гатчинского дворца-музей были переданы по приказам Министерства культуры СССР и РСФСР на хранение в 24 музея страны. И сегодня возвращение этих предметов в родные стены происходит с большим трудом.

ЕвдокияВ ответ на Евдокия
Евдокия
В короткий срок гатчинцы возвели на месте руин и пустырей новые кварталы. А для Гатчинского дворца наступило забвение. В 1948 году были восстановлены межэтажные перекрытия, кровля, оконные и дверные проёмы.

Воссоздавать дворец-музей не планировалось, поскольку это считалось нерентабельным. Спасённые предметы из коллекций Гатчинского дворца-музей были переданы по приказам Министерства культуры СССР и РСФСР на хранение в 24 музея страны. И сегодня возвращение этих предметов в родные стены происходит с большим трудом.

Евдокия
В 1950-1959 годах во дворце располагалось Военно-Морское училище Министерства обороны СССР, а затем — ВНИИ «Электронстандарт».
В 1960 году здание дворца было снято с учета ГИОП, то есть перестало числиться в списках памятников архитектуры. Статус музея сохранял только Дворцовый парк.
В 1960-ые годы М.М. Плотников разработал проект реставрации дворца для нужд ВНИИ, но он не был осуществлён.

Попытка восстановления Гатчинского дворца. 1962 г. М.М. Плотников
Евдокия
Реставрационные работы начались благодаря усилиям Аделаиды Сергеевны Ёлкиной, главного хранителя музея с 1968 по 1998 год. На протяжении 8 лет она добивалась от чиновников разных уровней, чтобы «Электростандарт» освободил здание. Удалось это лишь в 1976 году. Тогда и началась реставрация дворца. Живописные работы исполняла бригада художников-реставраторов под руководством Якова Александровича Казакова. Проект восстановления парадных залов был разработан патриархом ленинградской школы архитектурной реставрации М.М. Плотниковым. В 1970-ые года был восстановлен статус дворца как памятника архитектуры.
Первые парадные залы ХVIII века были открыты для посетителей в 1985 году, в их число входили Аванзал, Мраморная столовая, Тронная Павла I и выставка на третьем этаже Центрального корпуса.

А.С. Ёлкина. Я.А. Казаков
Евдокия
Высокопрофессиональная работа реставраторов Гатчинского дворца
ЕвдокияВ ответ на Евдокия
Евдокия
Высокопрофессиональная работа реставраторов Гатчинского дворца
Белый зал на акварели Э.П. Гау 1880 г.,
фото М.А. Величко 1944 г.
современное фото

Евдокия
Восстановление интерьеров дворца продолжается и сейчас.

В 2016 году дворец отметил 250-летний юбилей. К празднику было приурочено открытие Греческой галереи: впервые после Великой Отечественной войны посетители получили возможность увидеть домашний музей античного искусства, созданный императором Павлом I. В декабре 2016 года открыты залы, расположенные в Арсенальном каре дворца: Мраморная лестница и Ротонда под гербом – нарядные интерьеры XIX века. Особого упоминания заслуживает и регулярная выставочная деятельность обновленного музея. Два раза в год в Гатчинском дворце проходят тематические выставки, организованные совместно с другими музейными организациями России и зарубежья.

Евдокия
А теперь прогуляемся по восстановленным залам дворца.

Мраморная лестница
ЕвдокияВ ответ на Евдокия
Евдокия
А теперь прогуляемся по восстановленным залам дворца.

Мраморная лестница
Аванзал

При Павле I зал был «передней», приемной для гостей, ожидавших Высочайшего выхода, чтобы отправиться в церковь либо к «обеденному и вечернему столу». Здесь происходил развод военного караула. Офицеры выстраивались в две шеренги, и под звуки флейты и барабана происходила смена дежурных для охраны Гатчинского дворца.
ЕвдокияВ ответ на Евдокия
Евдокия
А теперь прогуляемся по восстановленным залам дворца.

Мраморная лестница
Мраморная столовая
ЕвдокияВ ответ на Евдокия
Евдокия
А теперь прогуляемся по восстановленным залам дворца.

Мраморная лестница
Верхняя Тронная

Наиболее пышная и торжественная из четырёх тронных Гатчинского дворца. Здесь Павел I устраивал аудиенции, принимал иностранных послов и важных гостей.
ЕвдокияВ ответ на Евдокия
Евдокия
А теперь прогуляемся по восстановленным залам дворца.

Мраморная лестница
Малиновая гостиная императрицы Марии Фёдоровны
ЕвдокияВ ответ на Евдокия
Евдокия
А теперь прогуляемся по восстановленным залам дворца.

Мраморная лестница
Парадная опочивальня Марии Фёдоровны
ЕвдокияВ ответ на Евдокия
Евдокия
А теперь прогуляемся по восстановленным залам дворца.

Мраморная лестница
Тронная императрицы Марии Фёдоровны
ЕвдокияВ ответ на Евдокия
Евдокия
А теперь прогуляемся по восстановленным залам дворца.

Мраморная лестница
Белый зал
Евдокия
Гатчинские антресоли

Спальня Александра III и Марии Фёдоровны
ЕвдокияВ ответ на Евдокия
Евдокия
Гатчинские антресоли

Спальня Александра III и Марии Фёдоровны
Столовая
ЕвдокияВ ответ на Евдокия
Евдокия
Гатчинские антресоли

Спальня Александра III и Марии Фёдоровны
Кабинет Марии Фёдоровны
ЕвдокияВ ответ на Евдокия
Евдокия
Гатчинские антресоли

Спальня Александра III и Марии Фёдоровны
Кабинет Александра III
ЕвдокияВ ответ на Евдокия
Евдокия
Гатчинские антресоли

Спальня Александра III и Марии Фёдоровны
Кабинет великого князя Николая Александровича (будущего Николая II)
Евдокия
Рассказ о Гатчинском дворце невозможен без рассказа о его великолепном парке.
Работами в парке занимались одновременно со строительством дворца.
Основной композицией Гатчинского парка служили его обширные водоёмы – Белое и Серебряное озёра, Карпиный пруд и разобщавшие их острова и полуострова.

ЕвдокияВ ответ на Евдокия
Евдокия
Рассказ о Гатчинском дворце невозможен без рассказа о его великолепном парке.
Работами в парке занимались одновременно со строительством дворца.
Основной композицией Гатчинского парка служили его обширные водоёмы – Белое и Серебряное озёра, Карпиный пруд и разобщавшие их острова и полуострова.

ЕвдокияВ ответ на Евдокия
Евдокия
Рассказ о Гатчинском дворце невозможен без рассказа о его великолепном парке.
Работами в парке занимались одновременно со строительством дворца.
Основной композицией Гатчинского парка служили его обширные водоёмы – Белое и Серебряное озёра, Карпиный пруд и разобщавшие их острова и полуострова.

Евдокия
В 1792-1795 годах по проекту В. Бренны на Длинном острове была сооружена Большая терраса-пристань длиной 50 м и высотой около 5 м. Террасу окружала каменная балюстрада, на которой были установлены четыре статуи и 18 ваз.
Терраса расположена на единой оси с дворцом. Благодаря точно рассчитанным размерам и пропорциям с противоположного берега Белого озера терраса-пристань воспринимается как цоколь дворца. Это впечатление еще более усиливается тем, что в её облицовке использован тот же пудосткий известняк. Каменные работы выполнял талантливый «каменных дел мастер Кирьян Пластинин со товарищами».
Вся многотонная каменная громада пристани стоит на деревянных сваях и ее стены отвесно уходят в воду. К воде ведут каменные ступени двух лестниц. В былые времена глубина озера у террасы достигала 5-10 метров, давая возможность пришвартовывать небольшие парусные корабли.