Дорогие пользователи! С 15 декабря Форум Дети закрыт для общения. Выражаем благодарность всем нашим пользователям, принимавшим участие в дискуссиях и горячих спорах. Редакция сосредоточится на выпуске увлекательных статей и новостей, которые вы сможете обсудить в комментариях. Не пропустите!
23 января городу вернули историческое название, а 26 января 1944 года Гатчина была освобождена.
Перед своим бегством из города гитлеровцы заминировали и подожгли дворец. Часть достопримечательностей дворца били уничтожены немцами, часть вывезены в Германию. Пожар уничтожил большую часть его художественной отделки. Пострадал и парк, вся территория которого была изрыта траншеями и противотанковыми рвами, много деревьев вырублены, мосты взорваны. Немного зданий уцелело и в самом городе.
Воссоздавать дворец-музей не планировалось, поскольку это считалось нерентабельным. Спасённые предметы из коллекций Гатчинского дворца-музей были переданы по приказам Министерства культуры СССР и РСФСР на хранение в 24 музея страны. И сегодня возвращение этих предметов в родные стены происходит с большим трудом.
Воссоздавать дворец-музей не планировалось, поскольку это считалось нерентабельным. Спасённые предметы из коллекций Гатчинского дворца-музей были переданы по приказам Министерства культуры СССР и РСФСР на хранение в 24 музея страны. И сегодня возвращение этих предметов в родные стены происходит с большим трудом.
В 1960 году здание дворца было снято с учета ГИОП, то есть перестало числиться в списках памятников архитектуры. Статус музея сохранял только Дворцовый парк.
В 1960-ые годы М.М. Плотников разработал проект реставрации дворца для нужд ВНИИ, но он не был осуществлён.
Попытка восстановления Гатчинского дворца. 1962 г. М.М. Плотников
Первые парадные залы ХVIII века были открыты для посетителей в 1985 году, в их число входили Аванзал, Мраморная столовая, Тронная Павла I и выставка на третьем этаже Центрального корпуса.
А.С. Ёлкина. Я.А. Казаков
фото М.А. Величко 1944 г.
современное фото
В 2016 году дворец отметил 250-летний юбилей. К празднику было приурочено открытие Греческой галереи: впервые после Великой Отечественной войны посетители получили возможность увидеть домашний музей античного искусства, созданный императором Павлом I. В декабре 2016 года открыты залы, расположенные в Арсенальном каре дворца: Мраморная лестница и Ротонда под гербом – нарядные интерьеры XIX века. Особого упоминания заслуживает и регулярная выставочная деятельность обновленного музея. Два раза в год в Гатчинском дворце проходят тематические выставки, организованные совместно с другими музейными организациями России и зарубежья.
Мраморная лестница
Мраморная лестница
При Павле I зал был «передней», приемной для гостей, ожидавших Высочайшего выхода, чтобы отправиться в церковь либо к «обеденному и вечернему столу». Здесь происходил развод военного караула. Офицеры выстраивались в две шеренги, и под звуки флейты и барабана происходила смена дежурных для охраны Гатчинского дворца.
Мраморная лестница
Мраморная лестница
Наиболее пышная и торжественная из четырёх тронных Гатчинского дворца. Здесь Павел I устраивал аудиенции, принимал иностранных послов и важных гостей.
Мраморная лестница
Мраморная лестница
Мраморная лестница
Мраморная лестница
Спальня Александра III и Марии Фёдоровны
Спальня Александра III и Марии Фёдоровны
Спальня Александра III и Марии Фёдоровны
Спальня Александра III и Марии Фёдоровны
Спальня Александра III и Марии Фёдоровны
Работами в парке занимались одновременно со строительством дворца.
Основной композицией Гатчинского парка служили его обширные водоёмы – Белое и Серебряное озёра, Карпиный пруд и разобщавшие их острова и полуострова.
Работами в парке занимались одновременно со строительством дворца.
Основной композицией Гатчинского парка служили его обширные водоёмы – Белое и Серебряное озёра, Карпиный пруд и разобщавшие их острова и полуострова.
Работами в парке занимались одновременно со строительством дворца.
Основной композицией Гатчинского парка служили его обширные водоёмы – Белое и Серебряное озёра, Карпиный пруд и разобщавшие их острова и полуострова.
Терраса расположена на единой оси с дворцом. Благодаря точно рассчитанным размерам и пропорциям с противоположного берега Белого озера терраса-пристань воспринимается как цоколь дворца. Это впечатление еще более усиливается тем, что в её облицовке использован тот же пудосткий известняк. Каменные работы выполнял талантливый «каменных дел мастер Кирьян Пластинин со товарищами».
Вся многотонная каменная громада пристани стоит на деревянных сваях и ее стены отвесно уходят в воду. К воде ведут каменные ступени двух лестниц. В былые времена глубина озера у террасы достигала 5-10 метров, давая возможность пришвартовывать небольшие парусные корабли.