История знает и массовое участие детей-героев в Отечественной войне 1812 года, причем воевать с французскими захватчиками стремились не только жители разоренных сел и деревень, для которых сопротивление стало единственным способом выжить и отомстить за погибших близких. «Бить француза» отправлялись и представители привилегированных сословий, вроде бы бесконечно далекие от театра военных действий.
Детство, опаленное Первой мировой
Сейчас принято считать, что по-настоящему массовое участие детей в войне было во время Второй мировой. Однако патриотизм несовершеннолетних добровольцев стал повсеместным еще тогда, когда слов «пионер» или «комсомолец» никто и не слышал. В 1914 году дети из самых разных сословий сотнями и тысячами бежали на передовую, и нередко в свои 12-15 лет становились Георгиевскими кавалерами. Свидетельство тому – скупые газетные хроники тех лет.
– Псков, сентябрь 1914 года. Станционные жандармы сняли с поездов более 100 детей.
– Вильна, октябрь 1914 года. На станции было задержано свыше 30 детей-добровольцев. Всего за первые шесть месяцев войны из Вильны бежало на фронт около сотни детей.
– Киев, январь-февраль 1915 года. Железнодорожной полицией задержано 214 юных добровольцев, среди задержанных – 11 девочек.
Таких документальных свидетельств множество, при этом о массовом патриотизме детей во время Первой мировой войны у нас долгое время умалчивалось. В официальных источниках упоминались, пожалуй, лишь Родион Малиновский и Всеволод Вишневский, да и то потому, что первый впоследствии стал маршалом Советского Союза, а второй – известным писателем и драматургом, лауреатом Сталинской премии. Их истории тоже очень показательны: Родион Малиновский тайно сбежал на фронт в 15 лет, дослужился до сержанта, был удостоен многих наград, в том числе и трех французских знаков отличия.
Всеволод Вишневский попал на фронт гимназистом 5-го класса Первой петроградской гимназии, стал «сыном полка», за участие в боевых действиях был награжден Георгиевским крестом IV степени, и двумя Георгиевскими медалями. Такие награды не раздавались в пропагандистских целях – их нужно было заслужить беспримерным мужеством на полях сражений.
Военная хроника тех лет пестрит сообщениями и рассказами и о других юных добровольцах, об их подвигах, ранениях и боевых наградах. Детей-героев было несоизмеримо больше, чем это долгое время было принято считать. Что двигало этими детьми: жажда приключений, подвигов, славы, юношеский романтизм, желание стать разведчиками или артиллеристами? Каждый решал для себя сам. Вот что написали в своем обращении воспитанники Омской учительской семинарии в 1914 году: «Мы готовы помочь Родине. У нас нет ничего того, чем мы могли бы помочь ей, кроме собственной жизни, и мы готовы пожертвовать ею».
Никто не забыт, ничто не забыто
Быть первым – это особенно страшно. Совсем как Петру Клыпе, воспитаннику музыкантского взвода 333 стрелкового полка, расквартированного в Брестской крепости. В первые дни Второй мировой войны мальчик отказался от эвакуации, и принял участие в безнадежном сопротивлении защитников крепости, наравне со взрослыми бойцами. Он пережил прорыв через приток Буга, немецкий плен, побег из него, окружение, и снова плен, и принудительные работы в Германии. Из неволи Петра освободили лишь в 1945 году.
Мы помним тех, кто спасал своих боевых товарищей, идя на смертельный риск. Совсем как 15-летний Вилор Чекмак, который ценой собственной жизни прикрыл Севастопольский партизанский отряд. Несмотря на больное сердце и юный возраст, Вилор в августе 1941 года ушел в лес партизаном. Однажды, будучи в дозоре, он первым заметил приближение карателей. Выстрелом из ракетницы Вилор предупредил товарищей, и один принял бой с многочисленными фашистами. Когда у него закончились патроны, Вилор подпустил поближе врагов и подорвал себя вместе с ними.
Совсем еще маленькие дети действовали на свой страх и риск, не дожидаясь похвалы и наград от старших. Совсем как полоцкий мальчик Леня Косач, который по собственной инициативе собрал на местах сражений 45 винтовок, 2 пулемета, несколько корзин патронов и гранат и надежно спрятал все это. Он рассуждал просто: представится случай – передам партизанам. Так и случилось.
А другой мальчик – шестиклассник из Борисова Витя Пашкевич – осенью 1941 года самостоятельно организовал в оккупированном городе подобие краснодонской «Молодой гвардии». Он и его детская команда выносили с вражеских складов оружие и боеприпасы и помогали устраивать побеги военнопленных из концлагерей.
Мы помним девочек, бравшихся за задания, которые не только что мальчикам, но и взрослым подготовленным воинам не всегда по плечу. Совсем как 13-летняя Оля Демеш из Белоруссии. За голову этой школьницы немцы объявили огромную награду, и не зря. Девочка вместе со своей младшей сестренкой на станции Орша-Центральная взрывала цистерны с горючим, причем необходимо было «вычислить» именно цистерну с бензином. На узле скапливалось множество поездов, десятки цистерн, и нужно было по запаху найти ту самую, с бензином. Зато такой пожар уничтожал огромное количество вагонов с техникой, продовольствием, обмундированием и фуражом для фашисткой армии.
История помнит также целую армию мальчишек и девчонок, «армию трясогузки», которая в годы Второй мировой войны продемонстрировала неслыханные мужество и патриотизм. Эта армия была огромна – только за время военных действий более 35 тысяч пионеров было награждено боевыми орденами и медалями – и вряд ли кто-то посмеет сказать, что эти жертвы были напрасны.
Победа ковалась не только на фронте, но и в тылу. Подростки заменили на заводах и фабриках своих родителей, днем и ночью работали у машин и станков, выпуская продукцию, нужную фронту и тылу. Они сеяли хлеб, собирали урожай, участвовали в противовоздушной обороне в городах, собирали посылки для воинов. Дети, самые слабые и уязвимые существа на планете, не дожидались, пока их «призовут», – они просто делали все что могли для победы.
От редакции
К счастью, нашим детям не нужно пускать под откос поезда и распространять листовки. Но и в обычной жизни есть место подвигу. Например, девятиклассник из Иркутской области Иван Ткачук спас тонущего малыша, причем, подвиг на счету Ивана уже не первый – еще когда он учился в младших классах, то вытолкнул другого ребенка из-под колес несущегося автомобиля.
Мы знаем Данила Курбанова – уфимского третьеклассника, который потушил пожар в своем доме и спас пятилетнего братишку. Причем Данил даже не отругал младшего брата: «Да что ж его ругать, он маленький, – говорит школьник. – Вот вырастет, научу его пожары тушить. Что тут сложного?»
Мы знаем целую «команду» юных спасателей, пришедших на помощь пожилой женщине в селе Ильинка-1 Тульской области. Школьники Андрей Ибронов, Никита Сабитов, Андрей Навруз, Владислав Козырев и Артем Воронин обнаружили, что 78-летняя пенсионерка упала в колодец. Мальчики не растерялись – счет шел на минуты – и сами вытащили женщину, которая уже теряла сознание.
И таких историй много. А значит, нам есть о чем поговорить с нашими детьми 23 февраля.
Также читайте о том, чему учили детей в России триста лет назад.