Новорожденные дети могут прекрасно обходиться без игрушек вообще. Все, что им пока надо - тактильный и эмоциональный контакт с родителями. Они еще очень плохо видят и слышат и не могут сами даже держать голову. Если взрослым не терпится обновить закупленные игрушки, стоит ограничиться простыми погремушками с нерезким звуком.
С 1 до 3 месяцев ребенок учится следить глазами за объектами, совершать с ними первые действия. На помощь тут придут легкие погремушки, которые малыш сможет держать в руке или которые можно надеть на запястье или ногу, чтобы при их движениях раздавался звон. Для знакомства с цветом и тренировки глаз демонстрируйте чаду яркие картинки или игрушки.
С 3 до 6 месяцев малыш становится более активным: переворачивается, машет руками и ногами, пытается куда-то ползти на животе. В этот период предложите ему игрушки ярких, насыщенных цветов, разные по форме и по фактуре. Замечательно, если они будут еще и издавать звуки. Пищащий резиновый утенок, звенящая при наклонах неваляшка или простенькое детское «пианино» приведут ребенка в восторг. Мягкие игрушки стоит давать только те, которые легко моются от пыли и слюны и не оставляют во рту свой ворс или мелкие детали.
В возрасте 6-9 месяцев ребенок начинает понимать, что можно манипулировать не одной, а сразу несколькими игрушками или их деталями: стучать ими друг о друга, вставлять одну в другую. Пришла пора дать ему формочки разных размеров, пирамидку, кубики, чтобы строить башни. Его уже можно заинтересовать более сложными игрушками, чем погремушки и пищалки: машинки, книжки с яркими картинками (из плотного картона или других антивандальных материалов), простенькие конструкторы. Малыш готов повторять за взрослыми целенаправленные действия с предметами, а не просто обсасывать или трясти их. Научите его катать мячик, нажимать на кнопки, крутить разные ручки. Найдите игрушки, которые можно удержать не только всей ладонью, но и одними пальчиками для тренировки мелкой моторики.
С 9 месяцев до года большинство деток учатся самостоятельно ходить, поэтому им нужно тренироваться в удержании равновесия. Разнообразные прыгунки и ходунки, качели, игрушки-каталки на палочке послужат хорошим подспорьем в этом деле.
Так как у малыша освободились обе руки, он может использовать несколько предметов одновременно: насыпать песок совком в ведерко, переливать воду из стаканчика в стаканчик в ванной, удерживать яблоко-шнуровку и совать в дырочки «червячка» на шнурке, проталкивать фигурки внутрь сортера и заниматься с другими игрушками. Можно предложить чаду первые карандаши и краски.
Многие дети к этому времени перестают интересоваться содержимым корзины с игрушками и с большим удовольствием играют предметами обихода и всеми вещами, которыми пользуются взрослые - сейчас они норовят повторять все действия родителей. Если отдавать на растерзание настоящие телефон, ножницы и керамические чашки жалко, а часто и опасно, ребенок не откажется и от их пластмассовых аналогов.
Выбирая игрушки для своего малыша, не забывайте, что все они должны быть прочными и легко моющимися, краска на них должна быть прочной, как и детали. Не старайтесь заполонить машинками и куклами всю квартиру или только детскую комнату. При обилии игрушек ребенок не может сосредоточиться на одной, и игра превращается в банальное разбрасывание всего, что попадется под руку. Если игрушки все-таки «расплодились», спрячьте часть из них - потом дети будут рады им, как новым.
Особенно важно в период до года не просто выдавать ребенку игрушки, но и играть вместе, учить его с ними обращаться, как бы вам ни было скучно в сотый раз собирать пирамидку из трех колец или лепить куличики. Сейчас малыш только начинает взаимодействовать с миром, и родители должны стать его главными учителями и помощниками.