Я тебя не слышу

В России живет больше 600 тысяч детей с нарушениями слуха. Примерно каждый тысячный малыш не слышит от рождения. Но у всех их есть возможность на нормальную жизнь среди слышащих людей.
00659c3719404f3aee5bc563f928341a.jpg
Источник: Migration

В России живет больше 600 тысяч детей с нарушениями слуха. Примерно каждый тысячный малыш не слышит от рождения. Но у всех их есть возможность на нормальную жизнь среди слышащих людей.

Глухота бывает полной или частичной - от невозможности воспринимать шепот до отсутствия реакции даже на крик у уха. Обычно глухоту можно частично компенсировать с помощью современных слуховых аппаратов, включая вживляемые в ухо.

Как определить глухоту у ребенка.

Если внимательно наблюдать за малышом с рождения и не игнорировать «странности» в его поведении, то глухоту можно выявить в первые месяцы жизни. Насторожить родителей должны следующие признаки:

1. Нет реакции на резкие звуки (погремушки, хлопки дверями, голоса родителей), когда источник находится за пределами видимости.

2. Монотонное гуление. Слышащие дети агукают с разными интонациями, прислушиваются к получившимся звукам, пробуют создать новые. Глухие же просто не слышат собственный голос и для них гуление - просто проба голосовых связок. У глухих детей гуление быстро прекращается и не переходит в лепет.

3. Отсутствие лепета к 7-8 месяцам. Не слыша речи окружающих его людей, тугоухий малыш не пытается повторять за ними звуки и общаться «словами» - для него их просто не существует.

4. Задержка речевого развития и познавательной деятельности после года - без слуха ребенок просто не слышит указания и объяснения взрослых.

И, разумеется, не стоит пропускать плановые визиты к отоларингологу каждые три месяца в течение первого года.

Что делать, если у вашего малыша обнаружили глухоту или тугоухость?

Во-первых, приобретите подходящий ему слуховой аппарат, чтобы развивать остатки слуха.
Аппаратов обязательно должно быть два, чтобы мозг получал информацию от обоих ушей, как происходит у слышащих людей. Сделать это нужно как можно раньше, лучше до 4 месяцев, потом эффективность их использования снижается. Хороший слуховой аппарат позволит ребенку слышать часть звуков, а родители и врачи научат вычленять из этого шума слова.

Во-вторых, начните активно развивать речь ребенка.
Сложнее всего придется тем родителям, чей малыш глух от рождения. В первые годы жизни слух едва ли не главное чувство для познания мира. Если ребенок не слышит, то он лишается значительной части информации, поступающей к обычным детям, у него не развивается естественным образом речь как подражание речи взрослых. Из-за этого в его мозгу не образуются необходимые связи, без специальных занятий он резко начинает отставать в развитии. Глухие дети, не обученные говорить, превращаются в глухонемых.

Учить глухого малыша говорить разговаривать тяжело, но необходимо, если хотите для него нормальной жизни. Если он овладеет речью и чтением по губам, то сможет полноценно общаться с окружающими. Обученный только языку жестов, он будет обречен общаться только с такими же неслышащими или всегда ходить с «переводчиком».

При обучении глухого не забывайте про некоторые тонкости:
- показывайте предмет и называйте его четко, чтобы ребенок видел движение губ,
- говорите не в ухо, а перед лицом - глухие «слышат» глазами
- не кричите- такой звук если и будет услышан, то не как слова, а как гул, больно бьющий по ушам.

Не пренебрегайте помощью специалистов - регулярные занятия с сурдологами при использовании специальной аппаратуры помогут ребенку существенно улучшить навык владения речью и остатками слуха. Особенно эффективны будут занятия в группах, где дети смогут общаться между собой.

В качестве компенсации утраченного слуха, тренируйте ребенка пользоваться остальными четырьмя чувствами: зрением, обонянием, осязанием, вкусом. Занятия на мелкую моторику, тактильные ощущения стимулируют образование в мозгу нервных связей, необходимых для развития речи. Умение концентрировать взгляд поможет при чтении по губам. Упражнения для языка разовьют его подвижность, необходимую для хорошего произношения. Обостренный нюх, чувствительный к самым слабым запахам даст информацию об объектах, находящихся вне поля зрения.

Обязательно давайте ребенку как можно больше играть и общаться со слышащими детьми. Не воспринимайте его как инвалида, которого надо изолировать от общества и оберегать всю жизнь - малыш должен чувствовать себя нормальным. Очень важно привить ему уверенность в своих силах. Отдавайте его в садик, кружки, школу, чтобы он мог разговаривать как можно больше. И дома разговаривайте с ним постоянно, чтобы у него отрабатывался навык чтения по губам и самостоятельной речи, чтобы такое общение стало для него естественным процессом.

Журналист, редактор