Отечественная анимация зародилась в начале XX века. Первые прототипы кукольных мультфильмов создал балетмейстер Мариинского театра Александр Ширяев. Другой пионер русской анимации – биолог Виктор Старевич. В 1912-1913 годах он придумал серию кукольных лент, где главными героями были насекомые. Самая известная из них – «Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами».
Первые рисованные мультики появилась в нашей стране в середине 20-х годов прошлого века. В золотой фонд анимации вошли многие мультфильмы эпохи расцвета соцреализма в СССР, датированные 40-50-ми годами XX века. Времена «оттепели» – это эксперименты, на свет появляется авангардная анимация. Но, пожалуй, самой плодотворной стала, как ни странно, «эпоха застоя». Именно тогда было создано наибольшее количество рисованных и кукольных мультиков для детей, разобранных на цитаты и до сих пор нежно любимых в каждой семье.
«Малыш и Карлсон»: «Спокойствие, только спокойствие!»
Режиссер Борис Степанцев перепробовал на «роль» Карлсона немало именитых актеров – среди них, например, народные артисты СССР Михаил Яншин и Алексей Грибов. В конце концов «обаятельный мужчина в самом расцвете сил» заговорил голосом не очень известного на тот момент Василия Ливанова – и это было точное попадание в десятку. А Фаина Раневская, озвучивавшая Фрекен Бок, во время съемок демонстрировала характер, достойный настоящей «домомучительницы»: требовала, чтобы режиссер удалился из студии и дал актерам работать самостоятельно.
«Трое из Простоквашино»: «Неправильно ты, дядя Федор, бутерброд ешь!»
«Простоквашино» не появилось бы на свет, если бы когда-то совсем молодой Успенский не поехал библиотекарем на лето в пионерлагерь. Там он быстро убедился, что интересных книг пионерам не хватает, и стал придумывать для них вечерние сказки – про мальчика Федю и его друзей. Эти сказки и легли в основу мультфильма.
«Ну, погоди!»: «Ну, Заяц, ну, погоди!»
Серии «Ну, погоди!», созданные Вячеславом Котеночкиным, Аркадием Хайтом и Александром Курляндским, снимались с 1969 по 2005 год, и каждая становилась хитом. Многие годы главная новогодняя елка страны – в Кремлевском Дворце съездов – начиналась с показа вышедших на тот момент новых серий «Ну, погоди!». Для детей СССР это был такой же долгожданный подарок, как само сказочное представление и конфеты «из Кремля».
«Приключения кота Леопольда»: «Ребята, давайте жить дружно!»
Мультфильмы о добросердечном, интеллигентном коте Леопольде созданы Аркадием Хайтом и Анатолием Резниковым с 1975 по 1987 год. Для съемок первых серий мультфильма применялся сложный прием – кадры не рисовали, а «выкладывали». Сначала создавали мелкие детали, а потом, после каждого кадра, сдвигали их на мизерное расстояние. Так возникала вполне достоверная иллюзия движения. Изнутри эта работа представляла собой комичное зрелище: члены съемочной группы кувыркались на полу, боролись друг с другом, гримасничали, а художники зарисовывали все это.
«Винни-Пух»: «В голове моей опилки! Да, да, да!»
Когда в 1969 году появилась первая серия мультфильма, медвежонок сразу же стал всеобщим любимцем. Хотя далеко не все советские люди даже слышали тогда о сказках английского писателя А. Милна, придумавшего Винни-Пуха для своего сына. Про Винни-Пуха и его друзей на тот момент за границей уже было снято много мультфильмов. Художники немало намучились, придумывая Винни-Пуха, не похожего на всех предыдущих. Один из первых вариантов был прозван ими «взбесившимся одуванчиком». В процесс включилась вся съемочная группа, в том числе и актер Евгений Леонов, который должен был озвучивать медвежонка.
Кстати, одно ухо медвежонку специально оставили слегка помятым, «потому что Винни на нем спит».
«Приключения капитана Врунгеля»: «Как вы лодку назовете, так она и поплывет»
13-серийный мультсериал, премьера которого состоялась в 1979 году, был, по сути, сплошной импровизацией. Режиссер Давид Черкасский вспоминал: «Мы не обсуждали ничего заранее по работе. Такая у меня была система: ничего не выписывается заранее в сценарии, только полный экспромт». Сроки сдачи многих серий были настолько сжатыми, что когда случался очередной аврал, то кровати для съемочной группы ставили прямо в студии; там же аниматоры готовили себе еду.
«Ежик в тумане»: «Если тебя нет, то и меня нет. Понял?...»
«По вечерам Ежик ходил к Медвежонку в гости считать звезды. Они усаживались на бревнышке и, прихлебывая чай, смотрели на звездное небо».
Философская притча о дружбе, любви, отваге и верности непроста для восприятия, в ней мало экшена, который нравится детям, но этот необычный мультфильм Юрия Норштейна сразу полюбили миллионы. «Ежик в тумане» собрал много призов, его называют классикой советской психоделики, а в 2003 году мультфильм был признан «Анимационным фильмом No1 всех времен Японии и мира».
Для создания эффекта тумана мультипликаторы использовали прием древнекитайского марионеточного театра. Персонаж размещали на стекле, а над ним – прозрачную пленку, на которую наносили пыль. Затем стекло с персонажем просто отодвигалось от пленки с пылью, имитировавшей туман. Так и достигался волшебный эффект «ежика в тумане».
«Котенок по имени Гав»: «А давай бояться вместе!»
Льву Атаманову, Леониду Шварцману, Григорию Остеру, Татьяне Решетниковой и другим удалось очень тонко воссоздать нюансы того, как маленький наивный котенок постигает огромный мир вокруг, и ненавязчиво донести все эти жизненные уроки до своей аудитории. Котенок Гав своим обаянием действительно покорил весь мир: так, в Новокузнецке открыт бронзовый памятник «Сосиске дружбы», где Гав и Шарик дружно поедают колбасу с двух концов, а на островах Кука выпущены коллекционные золотые и серебряные доллары с героями культового мультфильма.
«Чебурашка и крокодил Гена»: «Пусть бегут неуклюже пешеходы по лужам»
Первый мультфильм вышел в 1968 году. Прототипом Чебурашки стала любимая детская игрушка самого Эдуарда Успенского: родители когда-то подарили ему не то медвежонка, не то зайца с гигантскими ушами, большими желтыми глазами и коротеньким хвостиком. И на полном серьезе уверяли сына, что это – пока еще не изученная порода тропического зверька.
«Пластилиновая ворона»: «Копыта очень стройные и добрая душа!»
Мультфильм в 1981 году вызвал большой скандал, потому что во-первых, мультфильм-мюзикл был непривычен для советской цензуры, а во-вторых, песню в нем спел Леонид Броневой, снявшийся до того в серьезной роли Мюллера в патриотическом сериале «Семнадцать мгновений весны». Мультик запретили к показу, а спасло его лишь вмешательство режиссера «Кинопанорамы» Ксении Марининой и самого Эльдара Рязанова. Они, на свой страх и риск, включили мультфильм в эфир вместе с сюжетом о том, как он был сделан.
Для создания «Пластилиновой вороны» потребовалось около 800 кг пластилина. Он был отечественного производства, довольно блеклый, и все 800 кг художникам пришлось раскрашивать вручную красками.
Их титанический труд не пропал даром – скоро лента получила главный приз на Всесоюзном телефестивале.
«Бременские музыканты»: «Ночь пройдет, наступит утро ясное...»
В 1969 году молодая творческая группа в составе композитора Геннадия Гладкова, поэта Юрия Энтина и режиссера Инессы Ковалевской создала первый в СССР мультипликационный мюзикл. В то время содержание мультфильма было сплошным «не форматом»: Трубадур и Принцесса – в образах хиппи, ироничные тексты и музыка, напоминающая запрещенный в СССР рок-н-ролл.
Образы своих героев постановщики собирали «с миру по нитке». Например, чтобы найти фасон платья, достойного Принцессы, ассистентке художника-постановщика Светлане Скребневой пришлось проникнуть в закрытую библиотеку Госкино. В заграничных журналах, недоступных обычному советскому человеку, она разыскала ставший знаменитым наряд.
«Тайна третьей планеты»: «Ну, если коровы уже летают, то мне в космосе делать нечего»
Первый советский полнометражный научно-фантастический мультфильм был снят по повести Кира Булычева «Путешествие Алисы». Художник-постановщик мультфильма Наталья Орлова растерялась, когда режиссер предложил ей поработать в фантастическом проекте. И честно призналась, что даже не знает, как утюг устроен, какие уж тут космические корабли... Но Роман Качанов настоял на своем, и не прогадал. Убедительнее всего у художницы получился Громозека, инопланетянин в скафандре, с огромными ногами и носом, с шестью руками. А придумала она этот образ, открывая консервную банку на кухне.