Развитие речи у детей: разбираем наиболее эффективные методики

Развитие речи у детей — один из важнейших этапов в их развитии. Давайте вместе с экспертом разберемся, как сделать так, чтобы этот процесс был увлекательным и эффективным.
Авторы и эксперты
Автор Дети Mail
Логопед-дефектолог
Логопед занимается с ребенком
Правильно выстроенные занятия с ребенком — как дома, так и у специалистов — помогают ему более эффективно освоить язык и речь.Источник: https://ru.freepik.com/

Богатая речь способствует развитию интеллекта и творческих способностей ребенка. Поэтому так важно с раннего возраста уделять внимание развитию речи детей. Регулярные уроки, своевременное обнаружение и коррекция речевых нарушений, постоянное пополнение активного и пассивного словарного запаса гарантируют, что ребенок будет развиваться гармонично и легко сможет адаптироваться в обществе.

С чего начинается развитие речи у ребенка

Хотя есть индивидуальные особенности, в целом развитие всех детей проходит по одному сценарию, причем первые этапы начинаются еще до рождения (1):

  1. Слуховое восприятие. Ребенок начинает слышать звуки окружающего мира еще в утробе, и это закладывает основу для будущего речевого развития соответствующих участков головного мозга. После рождения он учится разделять звуки, выделять голос матери и других близких людей.
  2. Понимание речи. Младенец начинает понимать значение слов и простых фраз раньше, чем говорить. Сначала это пассивное понимание — реакция на интонацию и контекст, потом — понимание конкретных слов и несложных инструкций, например «дай руку», «иди сюда».
  3. Подготовка речевого аппарата. Ребенок учится контролировать движения своих речевых органов — языка, губ, неба. Эта стадия проявляется в гулении и лепете.
  4. Гуление. Это еще не сама речь, а стадия развития голосового аппарата, подготавливающая ребенка к произношению слогов. В этот период он в основном тянет гласные звуки, что звучит как «агуу», «гугу» и пр.
  5. Лепет. Малыш начинает экспериментировать со звуками, копируя звучание взрослых, в результате появляются слоговые повторения «ба-ба», «ма-ма», «па-па» и другие. 
  6. Подражание. Ребенок начинает активно осваивать речь, подражая звукам, слогам и простым словам, которые он слышит от взрослых. В этот период важно мотивировать ребенка к дальнейшему развитию речи, иначе он может остановиться на этапе, когда взрослые и так понимают, что он хочет сказать.
  7. Повторение. Ребенок осваивает новые слова путем повторения и проговаривания, поэтому важно давать ему большое количество материала: читать книги, называть предметы вокруг, рассказывать о том, с чем он взаимодействует. Это один из ключевых механизмов освоения речи.
  8. Первые слова. Появление первых осознанных слов — это прорыв в речевом развитии. Сначала слова относятся к конкретным предметам или действиям, потом появляются слова более абстрактного значения.
  9. Составление простых фраз. После появления первых слов ребенок начинает соединять их в простые фразы. Эта стадия характеризуется телеграфной речью, когда фразы состоят из нескольких ключевых слов.

Поскольку каждый ребенок развивается в своем темпе, не стоит бояться, если он не вписывается в стандартные рамки, но лучше периодически проходить обследования у специалистов медицинского и педагогического профиля, чтобы вовремя обнаружить и предупредить речевые нарушения.

Что влияет на развития речи у детей дошкольного возраста

Множество факторов имеет значение — от эмоционального контакта со значимыми взрослыми до активного развития мелкой моторики. Правильно выстроенные занятия с ребенком — как дома, так и у специалистов — помогают ему более эффективно освоить язык и речь, а заодно развить образное и логическое мышление, понять ассоциативные связи, стать более восприимчивым к информации (1).

Можно выделить несколько категорий факторов, от которых зависит, насколько быстро и легко будет проходить речевое развитие младенца.

Биологические факторы

Общее состояние здоровья ребенка напрямую влияет на развитие речи. Частые заболевания, особенно в раннем возрасте, могут замедлять темпы речевого развития. Проблемы со слухом или зрением также существенно осложняют процесс освоения речи. Например, неуслышанные звуки трудно воспроизвести, а нечеткое видение осложняет восприятие письменной речи. Также важны:

  • Генетическая предрасположенность. Если в семье были проблемы с речью, то у ребенка выше риск возникновения подобных трудностей. Однако генетика не является определяющим фактором, и благоприятная среда может компенсировать генетическую предрасположенность.
  • Созревание нервной системы. Речевые центры в головном мозге развиваются постепенно, поэтому темп речевого развития у каждого ребенка свой.
  • Анатомо-физиологические особенности. Некоторые анатомические особенности могут приводить к нарушениям речи, что требует коррекционной работы.

Социальные факторы

Один из самых важных факторов — речевая среда. Чем больше ребенок общается со взрослыми, тем больше речевых конструкций, слов и правил грамматики усваивает. Но есть несколько важных моментов:

  • Стиль общения. Родители не должны «сюсюкать» с малышом, поскольку из-за этого он запоминает неправильную манеру речи. Взрослые должны общаться с ребенком, читать ему книги, задавать вопросы, рассказывать истории, комментировать свои действия в обычном стиле, как со взрослыми. Достаточно просто адаптировать речь, но при этом не коверкать слова.
  • Общение со сверстниками. Взаимодействуя с другими детьми, малыш проще освоит речь и расширит словарный запас.
  • Языковая среда. Если ребенок растет в двуязычной среде, это может влиять на темпы речевого развития, но не обязательно отрицательно. Важна гармоничная речевая среда и достаточный контакт с обоими языками, тогда ребенок без труда становится билингвом.

Важно помнить, что все эти факторы связаны друг с другом, поэтому процесс обучения должен быть комплексным. Нельзя только разговаривать с ребенком или только играть: нужно предлагать ему разные виды активности, которые затрагивают все органы чувств и тренируют разные навыки (говорение, слушание, письмо, чтение).

Мать разговаривает с маленьким сыном
Если родители вовлечены в процесс обучения и активно общаются с ребенком, основные этапы развития речи проходят по графику.Источник: https://ru.freepik.com/

Возрастные этапы развития речи: что считается нормой

Дети всего мира проходят одинаковый путь развития — это подтверждено массой исследований и статистикой. Поэтому существуют определенные нормы, которым должны соответствовать дети в разном возрасте. Например, игру в «Ку-ку» интуитивно понимают все малыши. Так же и с речью: с точки зрения логопедии и педагогики она проходит несколько этапов.

Довербальный период

Это время после рождения и примерно до полутора лет, когда ребенок только гулит, лепечет и учится понимать простые слова и конструкции.

Этап активного развития речи (1,5–3 года) 

После полутора лет происходит «лексический взрыв», во время которого словарный запас ребенка быстро растет: к двум годам он около 200 слов, к трем — до 1000. В результате:

  • появляются двусоставные предложения: «Мама, дай!», «Хочу есть» и т.д.;
  • формируется грамматика, хотя и с ошибками. Девочка может говорить: «Я пошел», вместо «Я пошла»;
  • ребенок задает много вопросов: «Что это?», «Где мама?».

Этап связной речи (3–5 лет) 

Ребенок усваивает грамматический строй родной речи, который позволяет ему создавать сложные речевые конструкции:

  • может вести монологи, пересказывая прочитанную книгу, событие, свои впечатления;
  • осваивает падежи, времена, предлоги, хотя еще может путаться, например говорит «вчера» вместо «завтра».

Этап совершенствования (5–7 лет) 

В этом возрасте речь приближается к взрослой норме:

  • усваиваются все звуки (кроме, возможно, [Р] и [Л], которые могут появиться позже);
  • через речь проявляется логическое мышление: ребенок рассуждает, фантазирует, задает сложные вопросы.

Если родители вовлечены в процесс обучения и активно общаются с ребенком, основные этапы развития речи проходят по графику, со стороны может казаться, что ребенок учится сам по себе. Однако нельзя пускать развитие на самотек, важно отслеживать возникающие сложности (картавость, шепелявость и т.д.), отвечать на вопросы ребенка, стимулировать его интерес к получению новых знаний.

Как развить речь у ребенка: эффективные методики

Фундамент будущих знаний закладывается у детей примерно до пяти лет. В этот промежуток времени они поглощают гигантское количество информации, проходят путь от звукоподражания до полноценного говорения. Чтобы сделать этот процесс проще, интереснее и эффективнее, помогут разные методики.

Развитие мелкой моторики и артикуляционная гимнастика

Эта методика основана на тесной связи между умением выполнять точные движения пальцами рук и речевыми навыками. Движения пальчиков рук стимулируют центры головного мозга, ответственные за речь (2). Занятия включают в себя:

  • Игры. Это гимнастика для пальцев, лепка, рисование, конструирование из мелкого конструктора, выкладывание мозаики.
  • Артикуляционная гимнастика. Упражнения для развития подвижности языка, щек и губ подразумевают проговаривание звуков, слогов и скороговорок, чтение стихов, пение песенок. 

Легкий массаж пальцев руки также стимулирует активные точки, связанные с речью, поэтому можно использовать разные игры, например «Сорока-воровка» и похожие.

Чтение и обсуждение книг

Чтение книг — один из самых эффективных способов развития речи. Он пополняет пассивный словарный запас ребенка и учит качественному общению. Разумеется, книги нужно подбирать с учетом возраста ребенка, поэтому для малышей больше подходят издания с яркими иллюстрациями, интересным сюжетом и доступным для возраста ребёнка языком (3).

Чтобы чтение книг принесло пользу, нужно учитывать такие моменты:

  • читать с интонацией: эмоционально окрашенная речь помогает ребёнку понять смысл прочитанного и запомнить новые слова;
  • обсуждать прочитанное, разговаривать о сюжете, персонажах. Это помогает активизировать пассивный словарный запас и развивает связную речь, критическое мышление, развивает эмпатию;
  • задавать ребенку вопросы, стимулируя его к самостоятельным размышлениям и выражению своих мыслей.

Даже если ребенок не любит читать, активное слушание и обсуждение будут благотворно влиять на его речь.

Методика активного общения

Эта методика подчеркивает важность частого и качественного общения со взрослыми, чтобы ребенок усваивал правильные речевые модели. Общение может проходить в нескольких форматах:

  • Диалог. Взрослый задает ребенку вопросы или отвечает на них, поддерживает речевую активность, даже если самые простые фразы: «Смотри, какой жук!», «Это кошка». Малыши легко вовлекаются в разговор и с удовольствием рассказывают сами о том, что видят, так что взрослым нужно лишь реагировать на реплики.
  • Рассказывание историй. Сказки, истории из жизни — это отличный способ развития словарного запаса и связной речи.

Существует еще множество способов развивать речь ребенка с ранних лет, причем все методики связаны друг с другом и отлично работают в комплексе. Но важно помнить, что взрослые должны быть терпеливыми и спокойными: только так можно создать безопасную среду для полноценного развития.

Девочка занимается с логопедом
Самое важное при выборе специалиста — внимательно ознакомиться с тем, какие практики он использует (доказательные или альтернативные), потому что именно от этого будет зависеть эффективность воздействия в целом. Источник: https://ru.freepik.com/

Когда обращаться к логопеду

Как мы уже говорили, скорость развития речи у всех детей разная. Как же тогда понять, что ребенку нужна помощь логопеда? Во-первых, можно обратиться для профилактики, чтобы убедиться в отсутствии проблем. Во-вторых, можно учитывать нормы разных возрастов.

Ранний возраст (до 3 лет)

Стоит обратиться к логопеду, если:

  • к 10 месяцам ребенок не лепечет и издает слоговые повторения («ба-ба», «ма-ма»;
  • к 15 месяцам еще не появились первые осознанные слова;
  • к 18 месяцам нет понимания простых инструкций «дай», «иди сюда»;
  • к 2 годам в активном словаре ребенка менее 50 слов;

Также можно обращаться в случае проблем с артикуляцией, сложностей в произношении звуков.

Дошкольный и школьный возраст (3–7 лет и старше)

Первая причина обратиться к логопеду — неправильное произношение звуков. Чаще всего родители замечают, что ребенок заменяет, искажает или пропускает звуки. Но есть и другие речевые нарушения, которые может исправить специалист:

  • заикание;
  • отставание в речевом развитии от возрастной нормы;
  • неправильное употребление падежей, времен глаголов, предлогов;
  • трудности в понимании сложных предложений, абстрактных понятий;
  • нарушения связной речи;
  • низкая речевая активность, отсутствие желания общаться;
  • нарушение голоса: хрипота, шейный тон голоса, быстрая утомляемость голоса;
  • проблемы с письмом и чтением (дислексия, дисграфия).

Не стоит ждать, пока проблемы с речью «рассосутся» сами по себе — этого не произойдет, зато со временем решить их будет сложнее. Даже при небольших сомнениях лучше проконсультироваться со специалистом.

Как помочь ребенку говорить правильно и уверенно

Правильная, уверенная, красивая речь ребенка – в первую очередь заслуга родителей и педагогов. Последовательный подход и использование разнообразных техник поможет сформировать гармоничную личность, которая уверенно использует речевые навыки (4). Вот несколько важных моментов:

  • Разговаривайте с ребенком как можно больше, комментируя свои действия, называя предметы, рассказывая истории. Важно, чтобы речь взрослого была грамотной и выразительной.
  • Позволяйте ребенку самому говорить, делиться эмоциями, историями, даже если он делает это с ошибками и запинками.
  • Читайте книги вслух, стараясь делать это выразительно, с интонацией и эмоциями.
  • Учите с ребенком стихи и песни: это развивает память, дикцию и ритмичность речи.
  • Используйте игры, которые способствуют развитию речи: отгадывание загадок, рассказывание сказок, разыгрывание ролевых сюжетов.
  • Старайтесь избегать просторечий и коверканья слов в своей речи. Ребенок учится говорить, подражая взрослым.
  • Играйте с ребенком в игры, развивающие мелкую моторику. Они стимулируют центры головного мозга, ответственные за речь.

Но мало знать и использовать разные методики, важно создать обстановку, в которой ребенку сможет безопасно и комфортно учиться. Поэтому родители должны соблюдать ряд правил:

  • быть терпеливыми и поддерживающими, не ругать ребенка за ошибки;
  • хвалить за успехи, давая позитивное подкрепление, которое стимулирует дальнейшее развитие;
  • не сравнивать с другими детьми, чтобы не заставить его чувствовать себя неуверенно на фоне сверстников.

И главное — заметив какие-либо нарушения, лучше сразу обратиться к специалисту. Он подскажет, есть ли проблема или это особенности развития конкретного ребенка. Помните, результаты не появятся мгновенно. Постоянные занятия и терпеливый подход — залог успеха в развитии правильной и уверенной речи.

Мнение эксперта 

Как было сказано выше, каждый ребенок индивидуально проходит путь освоения речевых навыков, однако стоит опираться на возрастные коридоры, описанные выше. Важно помнить, что мы должны гнаться не за определенной цифрой, а идти вместе с учетом особенностей развития за ребенком. Про эти и другие моменты расскажет наш эксперт — Александр Ветров, логопед-дефектолог Европейского медицинского центра (ЕМС).

«Многие родители спрашивают, по каким признакам родители могут понять, что у ребенка проблемы с речью и когда обращаться к врачу. В обычной практике рекомендовано посетить невролога в 6 месяцев, и затем — каждые полгода. 

Самое важное при выборе специалиста — внимательно ознакомиться с тем, какие практики он использует (доказательные или альтернативные), потому что именно от этого будет зависеть эффективность воздействия в целом. Также стоит обратить внимание на то, как специалист ведет прием и собирает анамнез (учтив ли специалист и вежлив, дает ли четкие ответы на ваши вопросы и т. д.). И, конечно, стоит смотреть какие взаимоотношения выстраиваются между ребенком и специалистом. 

С вами может работать хороший и талантливый специалист, но у него не получится найти контакт с ребенком (иногда дети, например, могут хорошо работать со специалистами-женщинами, а во время занятий с мужчинами закрываются и наоборот). В таком случае можно попросить у специалиста рекомендации по коррекционной работе в письменном виде и контакты рекомендованных им специалистов».

Александр Ветров также отмечает, что самые эффективные методики — доказательные. Они прошли большую апробацию на большом количестве детей с тем или иным речевым нарушением. Важно помнить, что альтернативные методы воздействия зачастую могут травмировать психику ребенка и вызвать осложнения. 

Главное о развитие речи у детей дошкольного возраста

Итак, речь — это сложный процесс, который позволяет обмениваться информацией с другими людьми и быть полноценным членом общества. Развитие речи у дошкольников проходит в несколько этапов:

  • довербальный (гуление, лепет);
  • ранний речевой (первые слова, фразы);
  • дошкольный (расширение словарного запаса, грамматический строй, связная речь). 

На развитие речи влияют биологические и социальные факторы. Стимулировать развитие речи помогают активное общение, игры, чтение, развитие артикуляции и мелкой моторики.

В случае каких-либо отклонений от нормы важно обращаться к логопеду, который поможет скорректировать речевые нарушения и обеспечит ребенку гармоничное развитие личности.

Список источников

  1. Иванова И. Г. «Диагностика развития связной речи дошкольников среднего возраста». 2019.
  2. Данилова Т. Ф. «Развитие звуковой культуры речи младших дошкольников, как важной стороны развития речи, посредством пальчиковых игр». 2016.
  3. Шевченко И. Н. «Развитие выразительности речи как одно из главных направлений развития речи дошкольников». 2024.
  4. Романова А. А. «Новые подходы в развитии речи дошкольников на современном этапе развития образования». 2024.