Пришелец из мира вечного детства

Олигофрения - тяжелый диагноз, который перечеркивает надежды мамы на обычную жизнь любимого ребенка. Что это такое, врожденное детское слабоумие? Является ли такой диагноз приговором?

0a82fdc29aba3540083673359f2f5c89.jpg
Источник: Migration

Олигофрения - тяжелый диагноз, который перечеркивает надежды мамы на обычную жизнь любимого ребенка. Что это такое, врожденное детское слабоумие? Является ли такой диагноз приговором?

Олигофрения (буквально - «малоумие») - врожденное или приобретенное отклонение в развитии, может быть следствием:

• генетических наследственных нарушений (к этой группе олигофрении относятся болезнь Дауна, истинная микроцефалия, энзимопатические формы);
• внутриутробного физического, химического или инфекционного поражения зародыша и плода (гормональные нарушения, краснуха и другие вирусные инфекции, врождённый сифилис, токсоплазмоз);
• вредных факторов перинатального периода и первых 3 лет жизни (асфиксия плода и новорождённого, родовая травма, иммунологическая несовместимость крови матери и плода - конфликт по резус-фактору, травмы головы в раннем детстве, детские инфекции, врождённая гидроцефалия);
• депривации общения в первые годы жизни (до 7-8 лет, так называемые «дети-маугли»).

Различают 3 степени олигофрении:

Легкая степень - дебильность
(IQ равен 50-70), проявляется чаще всего в школьном возрасте. Детки с таким диагнозом обычно обучаемые, способны овладеть несложными трудовыми процессами, до известной степени адаптируемые и социализируемые. Нередко обладают довольно развитой речью. Имеют отличную память, склонность к подражательству, сильную внушаемость, при этом часто отмечается слабость самообладания, неспособность подавлять свои влечения, недостаточное обдумывание последствий своих поступков, импульсивность поведения. Несмотря на это, нередко дебилы неплохо приспосабливаются к жизни. Отставание в развитии отчетливее выступает в раннем детском возрасте, когда заметно запаздывание ходьбы, речи и других психических функций. С годами, особенно при умеренно выраженной дебильности, отставание становится менее заметным. Практические врачи-дефектологи различают выраженную, среднюю и легкую дебильность, почти неотличимую от нижней границы нормального интеллекта.

Средняя степень - имбецильность (IQ равен 20-50). Имбецилы чаще всего имеют слабо развитую речь, но при этом они практически необучаемы и нетрудоспособны. Им возможно привить только самые начальные навыки самообслуживания. Различают резко выраженную имбецильность (IQ равен 20-35), и умеренно выраженную (IQ равен 35-50). В некоторых случаях имбецилы способны произносить короткие простейшие фразы, они обладают некоторым запасом сведений, формально ориентируются в привычной житейской обстановке. Вследствие относительно хорошей механической памяти и пассивного внимания они могут усваивать элементарные знания.

Некоторые имбецилы в состоянии овладеть порядковым счетом, знают буквы, усваивают простые трудовые процессы (уборка, стирка, мытье посуды, отдельные элементарные производственные функции). При этом выявляются крайняя несамостоятельность, плохая переключаемость. Эмоции у них бедны и однообразны, психические процессы тугоподвижны и инертны. Личностные реакции более развиты: они обидчивы, стесняются своей неполноценности, адекватно реагируют на порицание или одобрение. Не обладая инициативой и самостоятельностью, легко теряются в непривычных условиях и нуждаются в надзоре и опеке. Следует учитывать повышенную внушаемость имбецилов, их склонность к слепому подражанию.

Тяжелая степень - идиотия. Это - самое тяжелое слабоумие практически с полным отсутствием речи и мышления (IQ - ниже 20). Реакции на обычные раздражители отсутствуют, либо бывают неадекватными. Внимание отсутствует или крайне неустойчиво. Речь ограничивается звуками, отдельными словами; больные не понимают обращенную к ним речь.

Дети, страдающие идиотией, не овладевают статическими и локомоторными навыками (с связи с чем многие из них не умеют самостоятельно стоять и ходить) или приобретают их с большим опозданием. Нередко они не могут жевать и проглатывают пищу непрожеванной, некоторые из них могут питаться только жидкой пищей. Какая-либо осмысленная деятельность, в т.ч. простые навыки самообслуживания, невозможны. Предоставленные самим себе, больные остаются неподвижными или впадают в непрерывное бессмысленное возбуждение с однообразными движениями (раскачиванием, стереотипными размахиваниями руками, хлопанием в ладоши и т.п.). Они нередко не отличают родных от посторонних. Эмоции элементарны и связаны только с чувством удовольствия или неудовольствия, что выражается в виде возбуждения или крика.

Легко возникает аффект злобы - слепая ярость и агрессивность, нередко направленные на себя (кусают, царапают, наносят удары). Глубокое недоразвитие психики нередко сопровождается грубыми дефектами физического развития. Жизнь их проходит на инстинктивном уровне. Встречаются и относительно более легкие формы идиотии. Больные нуждаются в постоянном уходе и надзоре.

Что делать, если ребенку поставлен диагноз «олигофрения»?

Подготовка умственно отсталого ребенка к труду, к посильному участию в общественной жизни предполагает осуществление целой системы коррекционных мероприятий, которые нужно проводить с раннего детства. Самостоятельно с такими сложными процессами справиться невероятно трудно, поэтому в первую очередь необходимо обратиться за помощью к специалистам.

В России во многих городах и областных центрах функционируют специальные учебные центры, интернаты и детские сады для умственно отсталых детей. Квалифицированные педагоги-дефектологи, логопеды, психоневрологи, педиатры широко используют современные методы лечебно-педагогической коррекции, которые положительно сказываются на укреплении общего состояния здоровья аномального ребенка, его психическом и физическом развитии.

К сожалению, почему-то далеко не все родители понимают важность и необходимость воспитания умственно отсталого ребенка в специальном дошкольном учреждении. Приходится убеждать, уговаривать родителей, объяснять, что в домашних условиях будет трудно, а иногда и невозможно добиться ранней коррекции дефектов психики, поведения, речи, подготовить ребенка к школе.

Многие умственно отсталые дети страдают недоразвитием речи и нуждаются в логопедической помощи. Работу по исправлению речи и развитию познавательной деятельности нужно продолжать и дома. Родители должны как можно больше разговаривать с ребенком. Нужно организовывать занимательные игры, повторять специальные упражнения, способствующие развитию речевого аппарата, правильному дыханию и т. д.

Большое внимание следует уделять воспитанию навыков самообслуживания, так как у умственно отсталых неловкие, плохо координированные движения. Одни родители, жалея ребенка, сами умывают, одевают, кормят его, другие с раздражением отстраняют ребенка от порученного дела, выполняют его сами. Нельзя забывать, что формирование необходимых навыков у умственно отсталого ребенка происходит значительно труднее и медленнее, чем у его нормально развивающихся сверстников, поэтому нужно набираться умения и терпения, систематически, планомерно вырабатывать у ребенка умения и навыки, трудолюбие, собранность, организованность, ответственность за порученное дело. Нужен труд, долгий и упорный.

Часто родители приходят в отчаяние, у них, как говорится, опускаются руки, им начинает казаться, что все их усилия не приводят к желаемым результатам. Не следует терять надежды, надо продолжать настойчиво и упорно вырабатывать у своего больного ребенка трудовые навыки, развивать его развивать его всеми доступными средствами.

Многие мамы детей с умственной отсталостью признаются, что их поддерживает в трудную минуту только любовь их детей. Ради нее и стоит стараться изо всех сил, выращивая такого сложного ребенка.

Юлия Бондарь
Мама двух детей, инженер-химик