Папа у Васи силен в математике

Папа у Васи, как гласит известная детская песенка, силен в математике. Дальше по тексту Васин папа бесконечно решал за своего отпрыска задачки и примеры, а отпрыск относил их в школу и получал одни пятерки. Как бы ни была очевидна ирония этого произведения, 99 процентов родителей хоть раз да выполняли какие-то задания за своих любимых чад. И хорошо, если

dc77724053d453fd67800848bfce8adc.jpg
Источник: Migration

Папа у Васи, как гласит известная детская песенка, силен в математике. Дальше по тексту Васин папа бесконечно решал за своего отпрыска задачки и примеры, а отпрыск относил их в школу и получал одни пятерки. Как бы ни была очевидна ирония этого произведения, 99 процентов родителей хоть раз да выполняли какие-то задания за своих любимых чад. И хорошо, если раз, а ведь есть семьи, в которых такой подход практикуется вполне сознательно.

Да, соблазн велик, а грань, где кончается реальная помощь и начинается подмена деятельности детей своей собственной, чрезвычайно тонка. Все начинается с простейших поделок из природного материала, которые задают в детском садике. Папе нетрудно собрать пару веточек и горсть листьев по дороге домой, бабушке несложно покрасить желтой гуашью вату для имитации шариков мимозы, мама не ленится кропотливо лепить из пластилина ландшафт будущего произведения... В результате детский садик получает выставку поделок, почти полностью выполненных руками заботливых родителей. И вместо прививания детям любви к природе и тренировки воображения получается мини-соревнование между папами, мамами и прочими любящими родственниками.

С приходом школы в жизнь родителей все усложняется. На начальном этапе необходимо не только способствовать обучению ребенка школьным предметам, но и суметь наладить непосредственно сам процесс приготовления уроков. Частая ошибка родителей — контролировать все от и до из боязни, что малыш-первоклассник просто не справится. В итоге палочки в прописях рисуются маминой рукой, а математику делает сильный в ней папа.

В увлекательные годы средних классов приходится помогать со все усложняющимися предметами, вспоминая алгебраические формулы и химические законы. И тут многие родители просто решают, что проще сделать самим, чем объяснить.

Супер-финал наступает, когда впереди маячат выпускные и вступительные экзамены одновременно. Нервно потеющие родственники сгруживаются во дворах образовательных учреждений, норовя хоть чем-то помочь половозрелому дитяте.

Более того, даже будучи уже студентами многие юноши и девушки продолжают беззастенчиво пользоваться родительскими «учебными» ресурсами. И мама с папой сочиняют эссе на иностранном языке, просят коллег сваять курсовую по их профилю или, в конце концов, просто дают деньги на подарок преподавателю.

Педагогические кризисы, приводящие к отстранению дитяти от прогрызания гранита науки, в разных семьях проходят по-разному, но приводят в итоге к одним и тем же печальным последствиям. В случае чрезмерной опеки, когда мама с папой полностью выполняют задание вместо своего чада, у этого самого чада формируется уверенность, что все решится благополучно и без его усилий. Это гасит познавательную активность и чувство ответственности.

Задания, требующие творческого подхода, тоже часто становятся камнем преткновения. Мама с папой, искренне полагая, что отпрыск неправильно излагает мысли в сочинении про образ какого-нибудь Безухова или кривовато наклеивает листья в гербарий, начинают критиковать его действия, навязывая собственные варианты. Очевидно, что после пары таких ситуаций ребенок потеряет всякую мотивацию и просто будет бояться излагать свои мысли, самовыражаться и вообще как-либо отличаться от толпы.

Есть родители, для которых хорошая учеба их детей — одна из главнейших целей в жизни, и для ее достижения они готовы не пожалеть живота своего. В младших классах такие дети по десять раз переписывают упражнения, чтобы было без помарок. В средних лишаются прогулок и компьютера за оценки ниже ожидаемых дома. В старшем возрасте корпят над учебниками, не поднимая головы, боясь отеческого гнева. При этом, как ни странно, зачастую все усилия таких родителей идут прахом — подобный подход «рывками» не приносит крепких результатов, потому что в перерывах между пристальным родительским вниманием дети часто мухлюют, отписываются или просто откровенно забивают на учебу.

Стоит присмотреться к самим себе: а как вы «сопровождаете» процесс учебы у ваших детей? Не хочется ли вам выхватить циркуль и карандаш, чтобы вместо этого неумехи уже начертить нормальный эллипс? Не слишком ли оберегаете нежные детские пальчики от иголок, отшивая положенный каждой юной россиянке фартук? Не разносите ли в пух и прах детское мнение на поступок Раскольникова только потому, что оно не совпадает с вашим? Верите ли в успех своего чада и не отбираете ли такие неповторимые и потому бесценные мгновения познания мира?