Мы побеседовали с двумя мамами, намеренно задавая им одинаковые вопросы. Возможно, в их словах и рассуждениях вы найдете подсказки и для своего жизненного пути.
Вероника Болокан, мама двух мальчиков (2.8 и 10 месяцев), основательница Студии Осознанной Красоты
– Ника, как рождение детей повлияло на смену деятельности?
– До рождения детей я работала в банке. Строила карьеру, мой рабочий день длился с 9 до 18, как и у большинства офисных сотрудников. С рождением первого ребенка я целиком погрузилась в материнство и немного «выпала» из жизни. Задумалась над тем, как жить и что делать дальше и поняла, что больше не хочу жить, как раньше. Начала заниматься коучингом для мам, а затем получила профессию визажиста.
Со вторым ребенком ко мне пришло видение нового бизнеса. Во время беременности я собирала команду специалистов для открытия Студии Осознанной красоты: визажистов, парикмахеров-стилистов, мастеров маникюра, имиджмейкеров, коучей, фотографов. А после рождения второго ребенка открыла свою студию. Таким образом, каждая беременность помогала мне переосмыслить реальность и войти в новое пространство. Дети – мои проводники.
– Ребенок мешает или помогает рабочим процессам, и в чем это выражается?
– Сейчас я осознаю, что ребенок помогает рабочим процессам, а сначала очень переживала, и у меня было много страхов: где будет находиться маленький ребенок, его придется постоянно убаюкивать и кормить, как я буду успевать заниматься студией? На самом деле, Гриша – талисман студии.
К нам приходит много красивых женщин, малыш им улыбается и располагает к себе. Все от него в восторге! Многие клиенты приходят специально к нему, приносят подарки. Благодаря Грише в студии царит атмосфера радости, творчества и счастья.
– Удается ли тебе посмотреть на реальность глазами детей?
– У детей нет шаблонов и масок. Ребенок открыт миру и людям, и смотрит на все с интересом и доверием. Когда я смотрю на своих детей, то так же начинаю смотреть на мир – без предубеждений и каких-либо ожиданий.
– Чему ты учишься у своих детей?
– Принимать мир, людей и смотреть на все безоценочно. Ребенок – чистый лист. Он на все смотрит с интересом.
Сначала коучинг был для меня инсайтом и прорывом: со мной все ОК, с тобой все ОК, с миром все ОК. А теперь дети подтверждают основные принципы коучинга. Они смотрят на мир широко раскрытыми глазами и с улыбкой и принимают всех такими, какие они есть. Этому я у них учусь.
– Как удается совмещать бизнес-проект и материнство?
– У меня нет четкого разделения. И то и другое – части моей жизни. Это мое обычное состояние. Я создала рабочее пространство, в котором мне комфортно с ребенком. Когда ты становишься мамой, надо перестраивать реальность под себя. У меня есть команда и муж, который меня поддерживает. Студия – это мой второй дом. Ребенок живет со мной в этом месте. Главное – не ставить границ. Тогда все становится возможным.
– За что ты благодарна своим детям?
– Я благодарна детям за то, что они пришли ко мне. Они наполняют меня жизнью и радостью. Мои дети – повод гордиться собой, тем, что у меня все получается. Они – мое отражение в этом мире.
Анастасия Денисенкова, мама Эммы (4,5 года), парфюмер
– Как рождение ребенка повлияло на смену деятельности?
– Рождение ребенка не изменило мою жизнь кардинально, но сильно расширило сферу достижений. До беременности я работала фрилансером-копирайтером, а после переместила фокус в сторону парфюмерии. Хотя создание духов маленькими партиями из дорогого сырья – дело настолько затратное, что и работой это назвать сложно. Но когда существенные вложения позади, со временем это начинает приносить доход.
– Ребенок мешает или помогает рабочим процессам, и в чем это выражается?
– Ребенок у меня парфюмерный маньяк и парфюмерный критик. Сейчас ей четыре с половиной года, она ходит в садик, поэтому работаю я без нее, а по ее возвращении из сада стараюсь целиком принадлежать ей и уже не отвлекаться на другие дела. Эмма мне рассказывает о том, что было в садике, а я ей про свою работу – какие тексты написала, с кем из коллег виделась, какие духи у меня купили, какие духи я начала делать или закончила. Без взрослых нудных деталей, но обо всем говорю – ей интересно, она задает вопросы, пытается что-то новое понять, даже строит планы, как вырастет, и тоже будет работать.
Все новые ароматы я даю ей оценить с блоттера, иногда – на коже. Всегда, все версии. Пусть тренирует обоняние и высказывает свое мнение. Когда мы делаем детские духи (раньше делали на основе масла, а теперь она уже пользуется спиртовыми – не каждый день, конечно, и по чуть-чуть, из роллера) – мы делаем их вместе. Я показываю и даю понюхать ингредиенты, мы вместе придумаем, какая будет главная нота, какие нотки еще добавить. Часто обсуждаем ее пожелания в «тактильных» терминах – хочется, чтобы аромат был мягкий, гладкий, пушистый. Это у нее – от меня, я часто ассоциирую запахи с тем, что можно пощупать.
Дочь знает, что залезать в ящики с ингредиентами и всякими лабораторными принадлежностями без спроса нельзя (да и со спросом – тоже). Если я работаю при ней, она иногда подходит и просить дать ей что-то понюхать. Не слишком интенсивные сильнодействующие вещества, эфирные масла и прочее, а также рабочие растворы (с разведенными ингредиентами) даю понюхать, объясняю, что это. Потом спрашиваю, как и чем оно пахнет, а уже затем сама комментирую.
– Удается ли тебе посмотреть на реальность глазами ребенка?
– О да, мой ребенок – это мое второе детство! Я заново проживаю моменты, в которые без нее я бы ни за что не смогла вернуться – ни эмоционально, ни физически. Хотя, с другой стороны, конечно, несмотря на нашу с ней близость, я не могу ощутить всегда все тонкости ее ощущений и мыслей. Но стараюсь быть максимально чуткой. А уж насколько мне это удается, узнаю от дочки, когда она вырастет.
– Чему ты учишься у своей дочери?
– Неспешности и свободным ассоциациям. Дети так искренне восхищаются маленькими чудесами этой жизни, это заразительно. И у детей особая фантазия, и ассоциации, свободные от сформированных жизненным опытом клише. Это очень ценно особенно в творческой работе, да и вообще по жизни. Если ты от природы не сумасшедший, приходится это в себе тренировать. Мне, я считаю, очень повезло в том, что дочь очень на меня похожа – темпераментом и чертами характера. Причем я постоянно присматриваюсь к различиям между нами, чтобы их ненароком не задавить в ней своими шаблонами. А вообще она такой же «общительный интроверт», как я, мне с ней легко, потому что ее потребности, радости, страхи, реакции мне близки и хорошо понятны. И это действительно большая удача, мне кажется. Ведь люди (не важно, мама с дочкой или просто близкие) редко бывают так похожи друг на друга.
– Как удается совмещать бизнес-проект и материнство?
– Пока как-то удается, не знаю, как будет дальше. Выручает возможность работы во фриланс-режиме. Мой приоритет – быть присутствующей мамой. Поэтому мой рабочий день не будет с утра и до вечера, если только не возникнет в этом острой финансовой необходимости. Утром мы завтракаем и идем в сад. Вечером уже в 20:00 дочь устает и ложится спать. Поэтому если бы мне пришлось забирать ее, скажем, в 19:00 – было бы грустно нам обеим. А сейчас я, по крайней мере, 3-4 часа каждый вечер – в ее полном распоряжении, и это для меня и для нее намного ценнее потенциально заработанных за эти часы дополнительных денег.
– За что ты благодарна своей дочке?
– За то, что она есть. Не только у меня, а вообще в этом мире. Она – чудо!
В комментариях расскажите о том, как рождение детей изменило вашу жизнь. А также читайте простые правила, которые помогут маме все успевать.