Дунаевский: «Детям пишу как взрослым, но лучше»

Со 2 по 8 января 2015 года в Московском Международном Доме Музыки пройдет новогодняя музыкальная сказка «Планета фантазий». Это постановка на музыку знаменитого композитора  Максима Дунаевского, автора музыки к более, чем 30 фильмам и мультфильмам. 
Гид по материнству и детству
Фото из личного архива Максима Дунаевского
Фото из личного архива Максима Дунаевского
Фото из личного архива Максима Дунаевского
Фото из личного архива Максима Дунаевского
6фотографий

lori-0004293025-bigwww.jpg
Источник: Фотобанк Лори

Редакция проекта «Дети Mail.Ru» пообщалась с Максимом Исааковичем и расспросила его о том, что же такое новогодние праздники для его семьи.

– Свой талант вы унаследовали от отца. А ваши дети дружат с рифмой, связали ли свою жизнь с музыкой?

– Отец не выражал желания, чтобы я пошел по его стопам. Наоборот, он считал, что мое увлечение музыкой – это детские забавы. Предпочитал, чтобы я развивался как все обычные дети. Он говорил: не надо парня ломать, пусть лучше играет в футбол с другими мальчишками. Но в душе, как позже выяснилось, отец хотел-таки видеть во мне своего преемника.

Что касается моих детей, то старшая дочь, Алина, живет сейчас в Париже, у нее рок-группа, пишет музыку, стихи, поет. Причем ее дар проявился достаточно поздно, лет в 17. К сожалению, я с ней редко общаюсь. Сын Митя занимался музыкой и тоже подавал надежды, но потом бросил и сказал, что хочет заниматься мужской профессией, которая «принесет деньги». Стал финансистом, окончив Высшую финансовую школу в Лозанне. Там же, в Швейцарии, остался и работает.

Дочь Маша играет в театре и занимается в театральной студии, учится в музыкальной школе, снимается в кино. Младшая Полина тоже занимается музыкой, но я не очень хочу этого, поскольку не вижу в ней особого музыкального таланта. А должно быть супердарование, чтобы тратить время на музыкальную школу по 10-12 часов в день, это же каторжный труд! Чайковский, к которому однажды пришел молодой музыкант и сыграл свои сочинения, спросил:
– Вы себя никогда не спрашивали, могли бы вы не сочинять музыку?
– В принципе, мог бы.
– Не сочиняйте!

Вот и я считаю, что если моя Полина может не заниматься музыкой, значит, и не надо.

– Посвящали ли вы музыкальные произведения своим детям?

– Впрямую никогда, это работа. Например, у меня есть несколько колыбельных, написанных в разные годы для фильмов, но это, опять же, не специально для своих детей.

Почему-то для своих детей меня не тянет писать колыбельные. Вообще, музыку я не пишу по расписанию. И не пишу, когда приходит вдохновение. Если это заказ, то понятно, его надо выполнять к определенному сроку, и тогда надо каждый день работать. Если речь идет не о коммерческом проекте, то, все равно, я пишу тогда, когда я почувствовал желание подойти к роялю. Впрочем, за роялем я пишу очень редко.

– Как изменилась детская аудитория в наши дни по сравнению с детьми, например, 80-х или 90-х годов?

– За последние лет 10-15 произошла резкая смена ценностей, изменилось все – вкусы аудитории, способ подачи музыкального материала и само отношение к музыке. Это сказывается и на предпочтениях детской аудитории. Печально, что балом правит в массе своей не очень качественная музыка.

Я много выступал перед детьми самого разного возраста. Должен сказать, что это огромное удовольствие, потому что с маленькими детьми используется один музыкальный язык, с более старшими детьми – совершенно другой. Они и тогда, и сейчас воспринимают музыку, слышат ее.

Важно знакомить их с разной музыкой. Есть замечательные произведения, которые останутся на долгие годы, их слушали и в 80-е, и в 90-е, слушают и сейчас. Кстати, самое мое запоминающееся общение с детской аудиторией было не на концерте, а на телепередаче, которая называлась «Сто вопросов»: там я действительно как уж на сковородке крутился. Присутствовали дети от 13 до 17 лет. Эти «детки» задавали такие вопросы, что простой ой-ей-ей.

– А вообще, для кого интереснее работать, для детей или для взрослых?

– Работа есть работа, она интересная, если любимая. А вообще, я абсолютно четко следую указаниям Льва Николаевича Толстого, который сказал, что для детей нужно писать так же, как и для взрослых, только лучше.

– У вас бывает предчувствие чуда перед Новым годом?

– Так уже сложилось, что мы перед Новым годом чего-то ждем, суетимся, у нас радостное состояние, мы все куда-то бежим, несемся, покупаем подарки, покупаем продукты для застолья – в общем, наступает действительно какая-то приятная предпраздничная суета. Но вот приходит Новый год и ты думаешь, столько об этом говорили, и ничего волшебного не произошло. Просто жизнь продолжается.

– Есть ли в вашей семье новогодние традиции?

– Обязательно украшаем елку вместе с детьми. Это важный процесс. Я выбираю иногда 4-метровую, иногда 5-тиметровую, благо мне потолки позволяют такое сделать. Она у нас всегда очень красивая и все гости, которые приходят к нам домой, всегда отмечают нашу новогоднюю красавицу. Это очень приятно. Традиционно, мы готовим что-то вкусненькое, что-то, что мы всей семьей любим. Вот так. Ну а первого числа мы вместе с гостями, которые к нам приезжают на несколько дней, все вместе идем в баню... Это мы делаем обязательно.

– В эти новогодние праздники в Доме Музыки пройдет елка на вашу музыку, расскажите об этом произведении?

– Вообще, над детскими елками работаю уже много лет, вместе с моими соавторами. Писатель, поэт и драматург Андрей Усачев – мой неизменный соавтор. Он член Союза Писателей, автор множества детских стихов и песен, тот самый человек, который придумал «Умную собачку Соню», «Мы играли в паповоз» и многие другие произведения. Мне кажется, что наше содружество просто не дает думать о том, какая это елка, и для кого мы ее пишем, просто надо сделать хорошо свою работу.

Для нас каждая елка – это часовой классный мьюзикл, который мы сочиняем и пишем, не отвлекаясь ни на какие частности. Сказка «Планета фантазий» родилась несколько лет назад, она о том, что талант нельзя купить. Идея пришла, когда на нашем ТВ появились многочисленные шоу а-ля «Стань звездой» и тому подобная чушь. Талант нельзя купить или вырастить в клетке, талант – он рождается. Каждый ребенок талантлив по-своему и может найти в себе эту божью искру таланта и способностей. Такая добрая сказка получилась: веселые песни, сценарий Усачева и Бартенева, мультимедийный видеоряд, сама площадка настраивают всех на встречу с чудом.