У родителей есть выбор: понять или обижаться
К возрасту 6-7 лет ребенок взрослеет, меняется, становится менее лояльным к родителям, которые на этом этапе перестают быть центром его Вселенной. Он спорит с ними, чаще отстаивает свое мнение. Это называется кризис сепарации, естественный этап взросления.
Однако родители воспринимают такое поведение как бунт на корабле. Им нужно искать новые способы договариваться с ребенком, а это требует усилий.
Ошибка многих родителей в том, что они начинают сердиться на детей, обижаются на них, хотят, чтобы все было как раньше. Но ребенок уже не может как раньше, он вырос. Дальше уже выбор за родителями: понять его или продолжать обижаться.
Теперь дети могут пренебрегать своими интересами ради других
Примерно к шести годам ребенок может поставить себя на место другого человека, посочувствовать, осознанно пренебречь своими потребностями ради другого. И взрослый может на это «подсесть».
Например, у папы сложности на работе или мама тяжело переживает развод, и в лице 6-летки они находят по-настоящему сочувствующего, любящего человека. Если мы начинаем требовать от ребенка слишком много, он либо сопротивляется, либо вообще отказывается заботиться о других.
Но часто дети поддаются взрослым, потому что им очень нравится быть важными для родителей. Это явление называется парентификацией.
Даже если ребенок с радостью помогает родителям, важно, чтобы ни у кого не было иллюзий о том, кто в этих отношениях на самом деле взрослый.
Ребенок учится быть независимым
В какой-то степени ребенок должен закрываться от родителей, ему необходимо стать независимым человеком со своим внутренним миром. Проблема в том, что зачастую дети не рассказывают о том, что происходит у них в жизни, из-за того, как реагируют на их слова взрослые.
При любой попытке ребенка поделиться чем-то родители либо сразу рассказывают ему, «как лучше» сделать, либо начинают паниковать и выспрашивать подробности. Мало того, что у ребенка свои проблемы, так ему еще нужно волноваться о том, чтобы не беспокоились его папа и мама.
Люди делятся информацией в том случае, когда нужна эмоциональная поддержка или реальная помощь. Если вы понимаете, что ребенку нужна поддержка, разделите его эмоции и на этом остановитесь. Но многие любят расспрашивать и докапываться до сути, и тогда дети часто замыкаются в себе.
Учитель должен вызывать у ребенка доверие
Очень важно, чтобы учитель вызывал у ребенка доверие, желание узнавать новое, повторять за педагогом. Свои силу и мудрость он должен использовать для заботы об учениках.
Ребенок должен понимать, что всегда может обратиться к учителю с вопросом, что тот вникнет в его проблему и будет рад помочь. Дети очень любят таких педагогов и без особых усилий хорошо у них учатся.
Если же учитель пугает школьника своей беспомощностью («Дети, я не знаю, как с вами справляться»), безразличием или агрессией, то ребенок закрывается в себе. Не смотрите на регалии педагога, обращайте внимание на то, как человек общается, как говорит про детей, что он рассказывает на родительском собрании, какие требования предъявляет к ученикам.
Кричать и бегать - естественное состояние для детей
Для ребенка в возрасте 6-9 лет нормально бегать, прыгать, кричать. Если учитель жалуется на это родителям, то он расписывается в собственной незрелости.
Педагог отвечает за детей и за их поведение, как только он позволяет себе жаловаться на них, в глазах класса он «увольняет» себя с поста взрослого. Наладить дисциплину после такого ему будет очень непросто.
Безусловно, если ребенок регулярно нарушает школьные правила, учитель может поговорить с родителями. Но только о том, что у них появилась общая задача, которую нужно вместе решать.
Материал подготовлен на основе вебинаров «О детях по-взрослому» благотворительного фонда Амвэй «В ответе за будущее».