1. Алексей Венецианов – «Сенокос» (1820-е годы)
Герои картины статичны, приближены к зрителю и отделены от заднего плана, как на портретах. В то же время перед нами разворачивается сюжет – мать оторвалась от работы в разгар страды, чтобы покормить ребенка. Она разговаривает со старшей дочкой.
На фоне изображено не просто поле – идет уборка сена, то есть художник показывает нам сценку из крестьянского быта. Кормление младенца – такая же часть жизни крестьянки, как труд. Нет конфликта между тем, что она держит малыша у груди, и тем, что происходит вокруг нее. Венецианов создает впечатление единства и гармонии.
2. Константин Маковский – «Жница» (1871 год)
Изображения крестьянской семьи в поле – не редкость в творчестве Маковского. Однако относиться к этим ярким, декоративным картинам как к документальным полотнам следует с осторожностью.
Маковский был известным коллекционером предметов народного творчества, любил «красивую старину»: резные предметы мебели и столовые приборы, расшитые одежды и головные уборы. Порой художник наряжал позировавших моделей в предметы из своего собрания.
Судя по названию этой картины, женщина вышла в поле собирать урожай и отложила серп на несколько минут, чтобы покормить ребенка. Однако она слишком нарядна для черной работы. Исследователи отмечали, что художник изобразил крестьянку в праздничном костюме Рязанской губернии.
3. Карл Лемох – «Выздоравливающая» (1889 год)
Сцены крестьянской жизни – главная тема творчества Карла Лемоха. Он часто писал многодетные семьи. На этой картине мать кормит младенца грудью, но это не главное ее занятие. Ее внимание обращено на ребенка постарше, которого она кормит с ложки, видимо, это и есть поправляющаяся после болезни девочка. А мама старается успеть за всеми приглядеть и обо всех позаботиться.
4. Зинаида Серебрякова – «Кормилица с ребенком» (1912 год)
В отличие от трех первых полотен, здесь художница обращает внимание зрителя именно на грудное вскармливание. Мастер с равной любовью и вниманием прописывает и крепкую, красивую, пышущую здоровьем женщину, и крупного младенца, и сам акт кормления – набухшую грудь и жест кормилицы.
В январе 1912 года у Зинаиды Серебряковой родилась дочка Таня. Это – один из первых ее портретов.
5. Борис Григорьев – «Мать, жена художника с сыном Кириллом» (1915 год)
Об этом портрете упоминала в письме супруга Григорьева: «Мой сын родился в мае 1915 года, и мы переехали на дачу Куоккало. Я кормила его, и Борис написал с меня мадонну».
Однако в отличие от многих живописных Мадонн кормящая женщина на картине напряженно смотрит куда-то в сторону. В центре внимания не чувство матери к ребенку, а физическая, телесная связь между ними. И все же картина получилась очень нежная.
6. Борис Жарков – «Родился новый человек» (1938 год)
Первый в России государственный роддом появился в конце XIX века, и предназначался он для женщин бедных или «легкого поведения». В те времена считалось, что рожать все же следует у себя дома под присмотром приглашенного врача или повитухи.
Создание сети специальных учреждений с профессиональной помощью – достижение советского времени. У рожавших в СССР женщин часто оставались тяжелые воспоминания о проведенных в роддоме днях, но на советской картине 1938 года не найти недовольных лиц. Художник показывает светлую палату и счастливую маму, которая кормит туго спеленатого младенца.
Читайте также: