Как сделать свою семью самой лучшей на свете

Всегда кажется, что в  чужой тарелке суп вкуснее. Смотришь порой на соседей, друзей или просто знакомые семьи и кажется, что и папа у них успешнее, и мама красивее, и дети всегда такие чистые, опрятные, вежливые и послушные. Кажется, они знают какой-то секрет, у них идеальная семья. Но копнешь глубже,  и выясняется, что не все у них так хорошо, как кажется со стороны.

Так в чем же дело? Как сделать так, чтобы жизнь в семье радовала и приносила удовольствие, а отношения между родителями и детьми были уважительными и спокойными? Ответ можно найти в новой книге издательства «Манн, Иванов и Фербер» и он один - работать и в первую очередь над собой.

Правила счастливых семей
Джон Миллер и Карен Миллер
Издательство «Манн, Иванов и Фербер», 2014

Pravila_schastlyvich_semey
Источник: Migration

Знакомая ситуация: приходите с работы, дома беспорядок, старший ребенок сидит за компьютером, погрузившись в него полностью и отключившись от всего, что происходит дома (в некоторых семьях это может быть папа), а младший, усевшись в центре этого хаоса, продолжает увлеченно разбрасывать игрушки.

Что вы делаете в таких ситуациях? Я, например, поступаю так: либо открываю рот и начинаю длинную тираду о том, как я устала и мне все надоело, либо тяжело вздыхаю и, засучив рукава, принимаюсь устранять следы этого кошмара.

И тот, и другой путь неправильный. В том, что произошла такая ситуация, виновата я сама.

Как же тогда быть? Начать задавать правильные вопросы. И, в первую очередь, себе. С каких слов мы обычно начинаем наш разговор с ребенком? Обратите внимание, как правило, это слова «почему», «когда» и «кто».

- Почему никто не убирается?
- Когда вы научитесь следить за порядком?
- Кто все это устроил?

Такие вопросы авторы книги называют НВ - неправильные вопросы. А что же такое правильные вопросы? Правильный вопрос - он не один. Их много, они следуют один за другим и уметь их правильно поставить - целое искусство, которое в этой книге называется QBQ - Question behind the Question или, по-русски, «вопрос за вопросом».

Как этому научиться? Джонн Миллер придумал систему вопросов для воспитания личной ответственности деловых людей. Он проводил тренинги и обучал сотрудников крупнейших компаний, и многие так одобрили систему Джона, что помимо работы стали применять ее и дома. И, как оказалось, работает! Суть системы заключается в умении поставить себе правильный вопрос и в нем же, в самом вопросе найти ответ. Правильные вопросы начинаются со слов «что», «как» и «каким образом».

- Как произошло так, что в доме образовался беспорядок?
- Что нужно сделать, чтобы старший ребенок включился в семейную жизнь?
- Каким образом научить младшего собирать игрушки?

Чувствуете разницу? Эти вопросы наталкивают на дальнейшие размышления, а за ними и действия, направленные на достижение конкретной цели.

Джон и Карен знают о чем говорят - у них у самих семеро детей, трое из которых приемные. Миллеры признают, что и они не идеальны и порой сбиваются с установленной в доме системы, но именно она помогает им в общении с детьми.

Вот некоторые из ее принципов:

Никаких оправданий и жалоб. Жалуемся мы все и всегда любим это дело. Но если взглянуть трезво и со стороны – бесконечная жалость к себе и перемалывание в голове мыслей о том, что виноваты все вокруг, а я такой несчастный - погоду в доме не сделают и к положительным результатам не приведут.

Говорите о своих детях хорошо. Конечно, это же НАШИ дети. И стали они такими, какими есть, благодаря нам. Похожи они на нас и делают то же, что и мы (поэтому нужно еще задуматься о собственном поведении: о том, что мы говорим и как себя ведем), поэтому рассказывая кому-то о своих детях в негативном ключе, мы, сами того не желая, унижаем не только своего собственного ребенка, но и себя в какой-то степени.

Будьте рядом со своими детьми. Что это значит? Это значит, что нужно разговаривать, слушать и слышать своих детей. Это очень важно. Ребенок, которого не выслушали в дошкольном или младшем школьном возрасте, становясь подростком, уже не хочет ничего рассказывать. И вот тут начинаются настоящие проблемы.

И самый важный и главный, на мой взгляд, принцип - искусству воспитания можно научиться. Как часто в ресторане, в общественном транспорте, да и просто на улице нам случается наблюдать распоясавшегося ребенка, который ведет себя по отношению к окружающим по-хамски и мешает другим людям. А рядом стоят виновато улыбающиеся родители и говорят:«Ну это же ребенок, что мы можем сделать?» Видели такое, правда? Так вот, таким родителям для того, чтобы сделать ребенка дисциплинированным и воспитанным, нужно в первую очередь самим понять, в чем заключается воспитание. Потому что иначе страшно подумать, кто из такого ребенка вырастет.

Александра Пичул
Обозреватель книжных новинок