
Речевой аппарат — сложно устроенная многоуровневая система. Произношение звуков и слов обеспечивают верхние дыхательные пути, а также бронхи и легкие. К ним по нервным волокнам поступают двигательные импульсы из ЦНС, центральной нервной системы. Она включает в себя головной и спинной мозг. А перед тем как говорить, человек анализирует информацию, поступающую к нему из органов чувств — зрения, слуха, осязания.
У маленьких детей эти структуры являются незрелыми. Но по мере взросления они формируются. В итоге ребенок овладевает речью и может словесно выражать свои чувства. Сбой на любом из уровней речевого аппарата приводит к тому, что ребенок говорит плохо или вовсе молчит.
Чтобы устранить эти нарушения, нужно сделать так, чтобы все элементы речевого аппарата работали хорошо и взаимодействовали между собой (1). Это следует учитывать перед тем как научить ребенка говорить.
Почему ребенок не говорит: основные причины задержки речи
Причины задержки развития речи могут быть медицинскими и социальными. Первые вызваны поражением речевого аппарата при заболеваниях и патологических состояниях. Социальные факторы связаны с неблагоприятной средой, которая мешает ребенку нормально развиваться. Итак, основные причины задержки речи:
- Наследственность. Родители ребенка тоже поздно начали говорить. По-видимому, по наследству передается слабая функция отделов головного мозга, ответственных за речь. Или ребенок наследует особенности строения полости рта, языка, зубов, которые мешают вовремя научиться говорить.
- Внутриутробная патология. Инфекции во время беременности, осложненные роды, сопровождаются гипоксией, кислородным голоданием, головного мозга. Велика вероятность, что такие дети поздно начнут говорить.
- Заболевания в раннем детстве. Нередки случаи, когда ребенок поначалу пытался говорить, но из-за истощения организма после тяжелой простуды или желудочно-кишечного расстройства замолчал.
- Неблагоприятный психологический климат в семье. Из-за частых скандалов между родителями с криками и руганью ребенок испытывает стресс. Тревога и страх негативно сказываются на речевой функции.
- Пробелы в воспитании. Ребенок получает от родителей минимум внимания. С ним общаются лишь по существу. Разговоров на отвлеченные темы нет, развивающие игры не проводятся.
- Гиперопека. Здесь все наоборот. Родители слишком заботятся о ребенке и пытаются оградить его от любых неприятностей. Страх и неуверенность папы и мамы передается малышу. Это может сказаться на речевой функции.
- Билингвизм. Семья переезжает в новый регион с другим языком. Овладеть им — непростая задача для маленьких детей, которые уже начали постигать родную речь.
- Речевой негативизм. Ребенок может говорить, но не хочет. Он молчит назло старшим, которые заставляют произносить слова. Молчание в этом случае — форма протеста.
Мы намеренно не упоминаем речевые расстройства, связанные с врожденным слабоумием при тяжелых поражениях головного мозга. Такие случаи тоже встречаются, но редко. Большинство детей с задержкой речи могут развиваться согласно возрасту.
И даже если у них имеются нарушения мозговых функций, то они минимальны и носят обратимый характер. Это значит, что если вовремя принять меры, то ребенка можно научить говорить, и он не будет отставать в развитии от сверстников (2).
Как развивать речь ребенка в разном возрасте
Для того чтобы научить ребенка говорить, нужно учитывать возрастные особенности развития. Иначе требования будут завышенными или наоборот, слишком простыми.
1 год
На первом году жизни речь развивается самыми быстрыми темпами. Если новорожденные выражают эмоции лишь криком, то некоторые годовалые дети могут произносить не только слоги, но и отдельные слова. Правда, речь у них неосознанная. Малыши, подражая взрослым, произносят слова, но коверкают их. Смысла сказанного они еще не понимают. Задача взрослых в этом возрасте — улучшить произношение. А еще малыш должен понимать значение сказанных слов. Для этого с ним нужно как можно больше говорить.
2 года
В это время появляются признаки осознанности речи. Слова объединяются в словосочетания. Ребенок обозначает ими конкретные предметы и явления, а не слепо повторяет за взрослыми. В это время желательно не просто разговаривать с малышом, а задавать ему вопросы, требующие конкретного ответа. Развитию речи способствует чтение книг с красочными иллюстрациями.
3 года
Словарный запас ребенка обогащается до одной тысячи слов и более. Трехлетние дети уже могут соединять их в словосочетания и строить несложные предложения. Правда, у многих все еще сохраняются затруднения при произношении отдельных звуков или длинных слов. Тем не менее дети уже могут задавать вопросы или отвечать на них.
Они описывают предметы целиком или акцентируют внимание на их деталях. Малыши связно отвечают на вопросы о том, что изображено на картинке. В процессе общения взрослым желательно читать стихи, петь детские песенки. Чтение книг и прослушивание музыки, развивающие игры способствуют совершенствованию речевых навыков.
4–5 лет
Словарный запас насчитывает несколько тысяч слов. Из них строятся сложные предложения. Совершенствуется произношение — дети выговаривают сложные слова и почти все звуки. Речь становится связной. Ребенок в этом возрасте способен описывать предметы, явления, поддерживает диалог.
Сформулированные мысли понятны окружающим. В этом возрасте ребенку желательно не только наблюдать за окружающими предметами, читать книги и слушать музыку, но и обсуждать полученную информацию. Разговоры на разные темы, доступные детскому возрасту, способствуют дальнейшему обогащению словарного запаса (3).

Топ-10 упражнений, которые помогут быстро научить ребенка говорить
Предлагаем вам действенные упражнения для развития речевых навыков у ребенка.
Повторение и подражание
Эти упражнения подойдут годовалым детям. Их просят повторять простые слоги, например, «ба-ба», «ма-ма». Затем ребенок подражает животным. Сначала ему объясняют, что кошечка говорит «мяу», собачка — «гав», а затем просят повторить.
Стимуляция дыхания
Без ровного ритмичного дыхания нельзя сформировать четкую речь. Для этого просят ребенка надуть мыльные пузыри — это не только интересно, но и полезно для бронхов и легких. А еще малыш сдувает бумажные кораблики, плавающие в тазу с водой. С этой же целью ребенок пытается задуть свечу. Разумеется, присутствующие взрослые должны позаботиться о пожарной безопасности.
Улучшение артикуляции
Артикуляция — это движения губ, языка, мимических мышц, совершаемые при произношении звуков. Для ее улучшения просят ребенка поцокать языком, надуть щеки, вытянуть губы трубочкой или вытянуть язык, слегка прикусив его губами. Упражнения на артикуляцию можно проводить с двухлетнего возраста.
Ответы на вопросы
Это упражнение сочетает в себе элементы общения и игры. Его можно проводить, начиная с 2–3 лет. Взрослый задает вопрос, например: «Кто к нам пришел?» или «Что нарисовано на картинке?». Ребенок дает на него четкий ответ.
Скороговорки
Ребенок должен четко произнести слова в скороговорке. Поначалу он выговаривает их в замедленном темпе. Но с течением времени скорость произношения увеличивается. Это способствует формированию членораздельной речи. Содержание скороговорок зависит от того, какие звуки ребенку трудно произносить. Это упражнение подойдет детям 4–5 лет.
Произношение нараспев и повторение слогов
Эти упражнения проводятся в 4–5 лет и способствуют улучшению произношения. Для этого гласные звуки произносят протяжно: «спа-а-ать», «усну-у-ул». Можно попытаться протяжно выговаривать и согласные звуки: «кас-с-са», «кор-р-ридор». Многократное повторение слогов также способствует улучшению речи: «чита-та-та-таю», «игра-ра-ра-раю».
Шепотная речь
Взрослый обычным голосом произносит конкретное слово. Ребенок должен его повторить четко, но шепотом. Таким способом можно улучшить произношение. Упражнение предназначено для детей 5–6 лет.
Угадываем слова
Взрослый описывает конкретный предмет, а ребенок угадывает его. Можно поменяться ролями, когда загадывать будет ребенок. Это упражнение позитивно влияет на образное мышление и способствует пополнению словарного запаса. Его также проводят в 5–6 лет
Пальчиковая гимнастика
Здесь занятия призваны совершенствовать мелкую моторику, совокупность движений, рук. Для этого ребенка просят изобразить дерево — поднять вверх кисти растопыренными пальцы. Корни дерева — это кисти с растопыренными пальцами, опущенные вниз.
А еще можно попросить, чтобы малыш сложил кисти лодочкой. В этих упражнениях не задействован речевой аппарат. Но совершенствование моторики косвенно способствует улучшению речи. Ведь центры, ответственные за обе эти функции, расположены в головном мозге рядом.
Логоритмика
Это упражнение имеет сходство с предыдущим. Но здесь совершенствуется не мелкая, а крупная моторика. Ребенок вслед за взрослым повторяет слова, а затем совершает конкретные действия.
Например, он говорит: «Дует ветер в лицо» и машет ладонями по направлению к себе. А после команды «Закачалось деревцо» ребенок поднимает руки вверх и покачивает туловищем. Двигательная координация способствует формированию речевых навыков (4).
Чего избегать при развитии речи у ребенка
Приводим «вредные советы» — то, чего нельзя делать во время обучения речевым навыкам:
- Категорически настаивать, чтобы речь была правильной. Если постоянно поправлять, одергивать ребенка, он замкнется в себе и совсем перестанет говорить.
- Ругать за неудачи. Упреки и окрики приводят к беспокойству и неуверенности. В таком состоянии ребенок не понимает, что от него требуют.
- Просить многократно повторить сказанное. Это быстро утомляет и может послужить причиной речевого негативизма.
- Сюсюкать. Некоторые папы и мамы, стремясь показать свою любовь, подражают детскому лепету и намеренно искажают произношение. Ребенок слепо копирует их.
- Молчать. Только в процессе постоянного общения своевременно формируется правильная речь. Поэтому с ребенком нужно постоянно говорить, причем как с взрослым.
- Доверяться компьютеру и гаджетам. Разработаны программы для формирования речевых навыков у ребенка. Безусловно, среди них есть действенные разработки. Но программное обеспечение не заменит живого общения. К тому же контент может быть нежелательным для маленьких детей.
А еще при речевых расстройствах необходима помощь специалиста-логопеда, и нельзя игнорировать ее.

Когда нужно обратиться к логопеду: тревожные признаки
Поводом для беспокойства родителей должны послужить следующие признаки:
- У годовалого ребенка нет лепетной речи. Он молчит, не произносит звуки, не объединяет их в слоги и слова.
- Малыш после года не произносит отдельных слов. Вместо них он изъясняется жестами.
- К 2–3 годам ребенок произносит отдельные слова, но не строит из них предложений.
- В 3–4 года ребенок не понимает, что ему говорят, не выполняет просьбы старших.
- Ребенок не проявляет интереса к общению, не хочет разговаривать с ровесниками и старшими.
- Попытки общения вызывают негативные эмоции. Они проявляются криком, плачем, двигательным возбуждением.
- В 4–5 лет ребенок из-за проблем с артикуляцией не выговаривает некоторые звуки. Он пропускает их или заменяет другими звуками, которые считает для себя более удобными.
- В процессе общения пропускаются не только звуки, но и отдельные слоги, и даже целые слова. Из-за этого речь окружающим непонятна.
- Все звуки, слоги и слова выговариваются правильно. Но сама речь произносится в ускоренном или, наоборот, в замедленном, темпе.
- Из-за судорожного спазма мышц, осуществляющих артикуляцию, звуки и слоги произносятся многократно. Это проявляется заиканием.
При появлении хотя бы одного из этих признаков нужно как можно быстрее обратиться за квалифицированной помощью к логопеду (5).
Советы эксперта
Своим мнением делится наш эксперт — Александр Ветров, логопед-дефектолог Европейского медицинского центра (ЕМС):
— Когда, к какому возрасту, у ребенка формируется речь?
Уже с двух месяцев младенец начинает гулить — это ранняя форма общения с родителями. К полугоду появляется лепет: ребенок повторяет слоги вроде «ма-ма-ма», подражая взрослым. Иногда он может лепетать и сам для себя — это тоже часть нормального речевого развития.
К первому году появляются первые осмысленные слова. Обычно это от 5 до 7 слов, которые ребенок использует по назначению — например, «мама» или «дай». В течение второго и третьего года жизни активно растет словарный запас: к полутора годам — около 100 слов, к двум — уже вдвое больше. Появляются первые двухсловные фразы («мама, дай»), а к трем годам ребенок начинает использовать более сложные предложения и осваивает основы грамматики.
С четырех до шести лет речь активно развивается: формируется монолог, высказывания становятся похожими на короткий рассказ. К шести годам при нормальном развитии и при условии речевой поддержки ребенок уже владеет основными грамматическими структурами родного языка.
Однако нужно понимать, что границы указаны примерно и они, скорее, являются ориентирами для обозначения индивидуального коридора развития.
— Почему ребенок не говорит, какие могут быть вероятные причины?
На данный момент логопедия выделяет огромное множество причин отсутствия речи у детей. Ребенок может не говорить из-за дефицита общения, когда с ним мало общаются взрослые или сверстники, у малыша могут быть проблемы со слухом или эмоционально-волевой сферы, например дети с расстройством аутистического спектра часто не говорят или не используют речь в качестве коммуникативной функции.
Отсутствие речи также может произойти из-за неврологических, интеллектуальных нарушений. Свою роль может сыграть и генетическая предрасположенность, если родители в детстве также начали говорить позже сверстников. Повлиять на развитие речи могут частые стрессы и психические расстройства.
Гиперопека родителей может также негативно сказаться на речи ребенка: если взрослые сразу понимают его по жестам или взгляду и тут же исполняют просьбы, не поощряя попытки выразиться словами, у малыша просто не возникает необходимости начинать говорить. И наконец, нарушения зрения могут стать причиной задержки речевого развития, так как малыш плохо видит, что происходит вокруг и не может сориентироваться.
Однако нужно помнить, что, если ребенок не говорит в возрасте 3 лет, то необходимо обратиться к специалисту, чтобы выяснить причину задержки речевого развития и путей ее коррекции.
— Чего нужно избегать при развитии речи?
Для корректного развития речи ребенка необходимо избегать недостаточного общения, навязчивости со стороны родителей: не нужно заставлять ребенка говорить с употреблением уменьшительных и ласкательных суффиксов. По возможности постарайтесь говорить в среднем темпе, не быстро. Если у ребенка рано появилась речь, не стоит принуждать ребенка рассказывать стихи, демонстрировать это перед гостями — это может привести к заиканию.
Чек-лист: как научить говорить ребенка в домашних условиях
Закрепим простые рекомендации, о которых говорили ранее в статье:
- Для начала следует установить причину. Зачастую отсутствие речи связано с функциональной незрелостью мозга.
- Тяжелая мозговая патология наблюдается редко. Чаще всего функциональные расстройства минимальны и обратимы.
- Отсутствие речи может быть связано не только с медицинскими, но и социальными факторами. В основном это пробелы в воспитании.
- При обучении следует ориентироваться на возраст ребенка. От этого зависят требования.
- Дыхательные упражнения способствуют приобретению речевых навыков. А еще они позитивно влияют на состояние бронхов и легких.
- Следует уделять внимание мелкой и крупной моторике рук. Это тоже помогает ребенку заговорить.
- Занятия желательно проводить в игровой форме. Для этого читают сказки, рассматривают картинки, слушают музыку и поют детские песенки.
- Нельзя ругать малыша за неудачи. Его нужно всегда хвалить, даже если он показывает скромные результаты.
- Даже если ребенок учится говорить дома, консультация логопеда обязательна. Только специалист знает, какие упражнения необходимы.
Список литературы
- Асмолова Г. А., Заваденко А. Н., Заваденко Н. Н., Козлова Е. В., Медведев М. И., Рогаткин С. О. «Ранняя диагностика нарушений речи. Особенности речевого развития детей с последствиями перинатальной патологии нервной системы. Клинические рекомендации». 2015.
- Заваденко Н. Н. «Отставание в развитии речи у детей: ранние диагностика и коррекция». Практика педиатра. 2014.
- Давидович Л., Ромусик М. «Превентивные подходы к речевому развитию детей младенческого и раннего возраста». 2018.
- Бизикова О. А. «Теории и технологии развития речи детей дошкольного возраста в определениях, таблицах и схемах». Учебное пособие. 2014.
- Глухов В. П. «Комплексный подход к формированию связной речи у детей дошкольного возраста с нарушениями речевого и познавательного развития». 2014.