Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты

Как живет русская мама с семьей в Японии

Об особенностях японского образования и воспитания детей наслышаны многие из нас, но увидеть все это воочию удается единицам. Мама двоих детей Екатерина Трофименко – одна из таких. Она с семьей живет в этой стране уже шесть лет. Ее дочь Аня уже учится в местной школе, а сын Ваня недавно пошел в детский сад.


В интервью «Дети Mail.Ru» Екатерина рассказала нам, какие основные отличия она увидела между русской и японской школами, как учителя в Стране восходящего солнца относятся к ученикам-иностранцам, а также об особенностях отношения японских мам к своим детям.

Во время загрузки произошла ошибка.

– Екатерина, как вы решились на то, чтобы переехать в Японию?

– Первый раз я приехала в эту страну для изучения японского языка, тогда-то и познакомилась со своим будущим мужем. После окончания стажировки я вернулась в Россию, т.к. мне нужно было закончить учебу в университете. И уже после получения диплома я с дочкой переехала в Японию к нашему папе, который все это время жил и работал там. Сейчас у мужа своя фирма, занимающаяся покупкой и продажей автомобилей, а также покупкой и отправкой за границу товаров с аукциона Yahoo. А я – домохозяйка, но после того как сын пошел в детский сад, я начала помогать мужу по работе.

Во время загрузки произошла ошибка.

– В каком городе вы сейчас живете и почему выбрали именно его?

– Мы уже четвертый год живем в городе Кобе. Сначала мы поселились в городе Иваки (префектура Фукусима), но после взрыва на атомной станции, который произошел после землетрясения 11 марта 2011 (а жили мы в 60 км от этой станции), мы уехали в Россию. Когда вернулись, то, беспокоясь о здоровье ребенка, несколько раз переезжали с места на место, пока не добрались до города Кобе, который расположен достаточно далеко от зараженных радиацией территорий, а значит, и большинство продуктов здесь можно есть, не боясь радиации. Также Кобе – это портовый город, что является плюсом в работе мужа.

Во время загрузки произошла ошибка.

У вас двое детей: мальчик Ваня и девочка Аня. Давайте поговорим о них подробнее. Дочка сразу пошла в японскую школу или сначала училась в русской?

– Дочка сначала ходила в японский сад с трех лет, а в пять начала еще ходить на курсы для подготовки к экзаменам в школу (мы поступили в школу при университете, в обычной районной школе экзаменов нет). Японский язык для нее как родной (часто по-русски ей намного сложнее сказать что-то, чем по-японски), но, по словам учителя, очень редко, но бывает, что она что-то не понимает. В русскую школу она не ходила, но я с ней занимаюсь по программе русской школы дома, и она сдает два раза в год экзамены учителям из русской школы при Посольстве Российской Федерации в Японии.

Во время загрузки произошла ошибка.

– Какие принципиальные отличия вы отметили бы в обучении детей в школе в России и Японии?

– В японской школе каждый год классы мешают между собой. Это делается с тем расчетом, что если ребенок не нашел друзей в этом классе, то в новом году у него появится возможность найти их. Также по разным классам разводят детей, между которыми были конфликты.

Еще если учитель видит, что ребенок что-то не понимает, то остается заниматься с ним после занятий.

Во время загрузки произошла ошибка.

В японских школах нет помещения для столовой, поэтому все обедают в классах за своими партами. У нас в школе класс разделили на три группы, и дети дежурят неделю на обедах: бегают на кухню и приносят бидоны и ящики с едой, молоком. Затем раскладывают на тарелки рис и все, что готовят к нему, разносят на подносах каждому ученику. За супом все выстраиваются в очередь с тарелками.

У каждого дежурного – своя белая форма. Учитель обязательно смотрит, чтобы волосы не вылезали из-под шапочки, а также помогает детям накладывать еду в тарелки. Первые несколько недель после начала учебы нашим маленьким первоклашкам приходили помогать шестиклассники – они все показывали и объясняли, ведь шестилетним детям не так просто аккуратно налить суп или донести тяжелый бидон с супом.

Во время загрузки произошла ошибка.

Еще интересно, что в школе дети разбиты на группы по маршруту возвращения домой. К каждой такой группе приставлен учитель, который объясняет правила дорожного движения для пешеходов, следит за детьми, доводит их до места, где первые недели их ждут родители, а позже, запомнив дорогу и свою остановку, школьники сами смогут возвращаться домой. Часто за детьми наблюдают бабушки и дедушки-волонтеры, на оживленных перекрестках они помогают ученикам переходить дорогу.

Во время загрузки произошла ошибка.

Пожалуй, еще одно отличие состоит в том, что разница в уровне обучения в разных школах колоссальная. И для того чтобы поступить в хорошую платную или бесплатную начальную школу, дети еще с садика ходят на специальные подготовительные курсы. Потом то же самое происходит в старшей школе, ну и, конечно, в университете.

– Как учителя относятся к школьникам-иностранцам: стараются помочь или никак не выделяют?

– В нашей школе дочка – первая и пока единственная школьница-иностранка, но какого-то особого отношения к ней я не заметила.

Во время загрузки произошла ошибка.

– Вы писали в Instagram, что сын пока не знает японского. Как он понимает воспитательниц в детском саду?

– Первое время ему было сложно, и он многого не понимал, но, слушая речь воспитателей и повторяя за другими детьми, Ваня постепенно стал запоминать японский язык, а через четыре месяца посещения сада уже мог поддерживать диалог со своими друзьями, и у него образовался достаточно большой запас пассивного языка (т.е. сам не говорит, но если ему сказать, то все понимает и выполняет).

Во время загрузки произошла ошибка.

Чем вообще отличаются японские детские сады от российских?

– Японские детсады бывают двух видов:

1. «Ёчиэн» – этот тип садиков относится к министерству образования. В них дети, как правило, находятся полдня. Это «сад-школа», где малыши занимаются подготовкой к учебе. В «Ёчиэн» дети идут с трех лет, если это частный сад, а если государственный, то в зависимости от префектуры возраст варьируется от трех до четырех лет.

Во время загрузки произошла ошибка.

2. «Хоикуэн» – сады этого типа относятся к министерству труда. Они похожи на наши. В них дети находятся с утра до вечера. Чаще всего в таких садах малышей учат переодеваться, готовить онигири (рисовые шарики) и прочим вещам, которые им пригодятся в повседневной жизни. Туда берут детей с шести месяцев.

Во время загрузки произошла ошибка.

– Как японцы с детьми чаще всего проводят свободное от школы и садика время?

– Как и везде – все зависит от родителей. По воскресеньям очень много семей можно увидеть в парках, зоопарках, океанариумах. Летом ходят на море или ездят играть на речки, зимой катаются на лыжах, сноуборде или просто ездят в горы, чтобы поиграть в снежки. А есть семьи, которые в выходные ездят в основном по магазинам или по своим взрослым делам.

Что касается нас, то мы часто путешествуем, гуляем в парках, ездим в горы зимой, летом – на море, в общем, стараемся провести время так, чтобы было весело и интересно детям.

Во время загрузки произошла ошибка.

– Как к детям в целом относятся японцы? Было что-то, что вас удивило?

– Большинство японцев любят детей, особенно бабушки. Часто они могут подойти к коляске с ребенком со словами «Какой хорошенький!» и потрепать малыша за щечку, заодно угостив конфеткой или чем-нибудь вкусненьким. Удивило то, что даже проходя мимо 16-17-летних парней, можно услышать от них, какой у тебя замечательный малыш, а если ребенок бросит в их сторону мяч, то они с удовольствием немного с ним поиграют.

Еще азиаты любят фотографироваться с европейскими детьми. Когда Нюта была маленькой (около двух лет), то с удовольствием со всеми фотографировалась.

Во время загрузки произошла ошибка.

– Чем японские мамы отличаются от русских?

– Японские мамы в отличие от русских совершенно спокойно относятся к простуде: сопли и кашель – это не повод пропускать сад или школу. Еще зимой они очень легко одевают детей. Например, сама мама будет одета в шапку и куртку, а двух- или трехмесячный малыш – без шапки, в легкой кофточке и с голыми ножками.

Они совершенно спокойно относятся к тому, что ребенок в порыве истерики валяется на полу или на земле, и ждут, когда он успокоится.

Еще любопытно, что с самого рождения, когда малыш плачет, его похлопывают по спине для того, чтобы он успокоился. Потом так же успокаивают детей в садиках и школах.

– У японцев одинаковое отношение к дочерям и сыновьям?

– Среди своих подруг и знакомых я не заметила, что они особенно хотят, чтобы у них родился мальчик или девочка, хотя, несомненно, традиция, что старший сын становится главой дома после смерти родителей еще есть, но помимо большей части наследства, на плечи старшего сына ложится и забота о престарелых родителях.

Во время загрузки произошла ошибка.

 У вас в Instagram столько креативных бенто-обедов. Это ваша собственная инициатива так красиво оформлять блюда для детей или приходится, потому что в школе все мамы так делают?

– Пока дети маленькие, многие мамы стараются сделать своим малышам красивый и необычный обед. Некоторые сады поощряют приготовления таких креативных обедов и подзадоривают мам стараться, в других же категорически запрещается делать обеды с какими-либо героями. Я же их делаю только потому, что просит дочка.

Во время загрузки произошла ошибка.

Как у Вани и Анюты складываются отношения с другими детьми?

– Так же, как и у всех детей: с кем-то дружат, с кем-то нет, кто-то нравится, кто-то – нет, но у обоих уже появились лучшие друзья, которых они любят.

Во время загрузки произошла ошибка.

Также читайте о том, как в Мексике готовятся к учебному году.

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Комментарии
322
Кульбагира Кайырбаева
В ответ на комментарий от Виталий Каверин История переписки5
Виталий Каверин
Если бы спекулянты составляли половину населения нашей страны- некому было бы создавать прибавочную стоимость, не утрируйте, они лишь меньшая часть населения. Что касается трудностей устройства за рубежом- никто и не говорит, что это легко. Но восхищаться героями статьи не за что- они живут в чужой стране сами для себя, не принося пользы своей стране, где родились и выросли. Умейте различать.
СсылкаПожаловаться
согласна
СсылкаПожаловаться
Кульбагира Кайырбаева
В ответ на комментарий от марина коновалова
марина коновалова
Понятно что в другой стране все по- другому. Только откуда у нас это рабское преклонение перед всем иностранным. Противно читать.
СсылкаПожаловаться
мы можем преклоняться перед богом! остальное что имеем то золото
СсылкаПожаловаться
Oleg Ivanovich Larionenko
Всё. что улучшает воспитание и обучение детей нужно использовать нам.
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
♛Маркиза♔не♕ангелов♚Шотландия: загадочная и красивая
487
Александра ГиршУчитель, одноклассники и школа-лицей
Девочки, пишу на форум за советом, потому что уже не знаю что и как обдумать (заранее прошу прощения за много букв))). Ребенку 8 лет исполнится в мае, заканчивает первый класс в школе-лицей. Родился с гипоксией, откачивали сутки в реанимации, как итог: поздно пошел (1,5 года), поздно заговорил (отдельными словами в 4-4,5 года). Боялась что его вообще в обычную школу не примут, но в 0-ом классе выровнялась речь, научился читать, считать в пределах десяти и т.д. что обычно умеют дошколята (спасибо невропатологам, психологам и талантливому репетитору). Теперь собственно к сути:
Закончил третью четверть и имеет 3 "тройки" и 3 "четверки". Математика и английский - на "ура", остальное не очень. Но я внимания на этом не заостряю, меня смущает отношение его учительницы. Средних лет (45-50), как говорится "старой закалки", очень строгая, требовательная и жесткая. Мой ребенок (довольно скрытный) ни разу не пожаловался на нее, зато от нее я жалоб в первой половине года наслушалась: "он все время спит, не слушает, зевает, не активен, не отвечает, горох об стену и т.д.". Все это проговаривается таким тоном (может, я преувеличиваю), как будто он - самый распоследний дурак в классе (в котором 32 ребенка). Нагрузка в школе жетская: помимо общих предметов на дом задается до кучи (например прорешать по 1 странице в день из "3000 примеров по математике" Нефедовой и вести читательский дневник: прочитать рассказ и нарисовать к нему рисунок (в неделю по 5 штук)). Дабы подтянуть учебу я записала сына на доп. занятия к репетитору, который ежедневно 2 часа учит с ним уроки и еще 1 час готовит по отдельным предметам. Сын раскрылся, повеселел, завел себе новых друзей, каждый день рвется к этому своему репетитору как на праздник. Как итог через месяц занятий: две последние контрольные по математике написал на "отлично", с остальными предметами тоже неплохо - с "двойки" на "четверку". Русский язык только у него неважный, но я, помня о том, как он не мог ручку удержать и двух слов связать буквально год назад, радуюсь вообще тому что  есть.  Но когда я поинтересовалась у его учительницы, как у него продвигается учеба услышала что контрольные он списывает (ага, две контрольные подряд он списал), и вообще, "воз и ныне там". Короче, как был дурак так и остался. 
Я воспитывалась в  системе когда учитель и его слово - закон, а авторитет учителя непоколебим. Может просто мне самой везло с учителями. Но безапелляционность учительницы сына меня смущает. Я не признаюсь никому, но мне кажется сыну с ней не комфортно, скупая она на хотя бы поощрение. Если человека все время гнобить, то так и всякое желание можно отбить. 
И атмосфера в классе какая-то нездоровая: все конкуренты, все на голову друг другу лезут (в первом классе!), все дети нервные, агрессивные какие-то. Друзей за полгода в школе сын себе не нашел, зато у репетитора (она преподает в частном учебном центре) в первый же день подружился со всеми. Да и мне кажется отношение учительницы отразилось на отношении отдельных детей в классе: весь год к сыну придирается одноклассник, на прошлой неделе испинал его, а учительница мне сказала: ваш сын сам его спровоцировал (как выяснилось потом, предложил поиграть в догонялки, так тот моего сына догнал и по ногам отпинал). 
Теперь думаю: стоит ли переводить сына в обычную школу, не лицей? Или может это везде так? Или может я накрутила себя и слишком все драматизирую? 
Оговорюсь сразу, особого отношения к сыну я у учителя не просила никогда, но перед началом учебного года честно предупредила что есть небольшие проблемы с речью. Да и учительница на первый взгляд не монстр, может у нее метода такая и было бы хуже если б она вообще ничего не требовала с него? Очень хочется услышать ваше мнение (с отцом сына в разводе, моя мама разводит руками и говорит что если переведу его то "научу убегать от проблем". В общем, наболело....
289
ГОСТЬРевность
Ребенок у меня в принципе хороший. А вот мы с мужем несдержанные. Еще и между собой проблемы есть. Дочь впечатлительная, все на ней отражается. Худшее началось в 3 года после новости о том, что будет еще ребенок. Стала специально нарушать правила, орать, кривляться. Я ее наказывала (лишала чего-то, выбрасывала игрушку, даже шлепала - сейчас огребу). Но там были серьезные проступки - убегала и пряталась в людных местах (в Крыму отдыхали, много приезжих на машинах - страшно). Конечно, объясняла. Даже говорила, что ее съест чужой дядя или тетя. Дома начала копировать девочку (не знаю, может, у девочки диагноз по неврологии, видно, что не специально ведет себя так ужасно). А теперь мы уже больше 2 недель дома с малышом. И теперь еще хуже. Она нас бьет, провоцирует постоянно (по характеру еще провокатор), ищет негативного внимания... Понимаю, что тупик. Конечно, мы вырезаем, лепим, в лего играем, читаем (часто во время кормления брата) и т.п. Но ей нужен негатив. Раза 2-3 в день минимум. Еще и младший не очень спокойный. Орет так, что синеет и заходится. Т.е. не брать на руки не вариант. Из частного сада забрали в целях экономии и чтобы не насобирать болячек (нестабильная погода). Ясно, что всем нам нужен психолог. А еще что кто посоветует?
170
злая тёткаканикулы))
Добрый день,всем)))
План на каникулы такой:
1.Сделать по окр.миру заранее трудоемкие доклады
2.Подтянуть математику
3.Поработать над почерком
4.Подучить английский
5.Занятия по логопеду
Итог,каникул у ребенка не будет(((
А у вас какие планы))
156
Карпова КарповаОтец-одиночка из США пытается заставить мать через суд воспитывать ребенка
Итак, история из США. Одинокий папа ищет поддержки в интернете: он уговорил свою девушку, которая хотела сделать аборт, родить. Она родила и отдала ему ребёнка на воспитание. Полностью. Алиментов платит даже больше, чем судья сказал. Ребёнком не интересуется и совершенно на него не претендует. Все счастливы? Нет! Папа, который теперь полностью отвечает за сына, иногда злится на ... на сына же! Маму обзывает «пустым местом». Ребёнку, кстати, сегодня 18 месяцев. Папа жалуется на то, что он родитель-одиночка и маме нет до них никакого дела! Алименты при этом он регулярно получает, за свидания с сыном не судится - ну чего ещё человеку надо? Ведь он так хотел этого мальчика, не понимаю.

PS все крики из серии: она ещё пожалеет!!! - считаю непродуктивными. Не факт. А вот его позиция, конечно, насмешила. Наслаждайся, парень. И помни, что ты счастливчик, потому что тебе платят алиментов даже больше, чем присудили.
Дальше перевод статьи.

«Его бывшая хотела сделать аборт, он не позволил бы ей, и, как только ребенок родился, она согласилась предоставить ему полную опеку и при этом выплачивать алименты. При этом этот папа нет-нет да жалуется в интернете на ту маму, «мертвой мамой». Круто чувак.

«У нас не было серьезных отношений, когда она забеременела. Она никогда не встречала нашего сына. Даже сразу после рождения у нее не было желания его видеть. Мы пошли в суд, и теперь у меня 100% юридическая и физическая опека над ребёнком. Ее имя указано в его свидетельстве о рождении, но она не имеет права опекунства и не имеет права посещать его или принимать решения, например, связанные с его здоровьем или образованием. Так она и не хотела ничего этого. Ежемесячно она выплачивает 125% от судебных распоряжений на содержание ребенка. Она говорит, что если я когда-нибудь женюсь на том, кто захочет усыновить нашего сына, она будет не против усыновления, но до тех пор пока этого не случилось, согласится, будет платить мне на его содержание.
Я воспитываю нашего сына самостоятельно. Сейчас ему 18 месяцев, и он никогда не встречал ее, и у меня даже нет ее фотографий. Я выгорел изнутри и ненавижу быть родителем-одиночкой. Я люблю моего сына, но при этом я обижаюсь на него. Моя семья, конечно, пытается помочь, когда они могут, но большую часть времени я делаю все сам. Я никогда не причиню моему мальчику боль и не буду игнорировать его, но я все время изнурен. Я пытался пойти в суд ещё раз, чтобы нам присудили раздельную опеку над сыном, но она опять сказала, что хотела сделать аборт, а я нет, опять дала понять, что никогда не будет его воспитывать. Судья сказал, что он не может заставить ее ухаживать за ним. Я не видел ее почти год, и в последний раз слышал о ней только то, что она пытается избавиться от растяжек на животе при помощи лазера и проводит много времени в тренажёрном зале. Знаю, что она сказала своим друзьям и семье, что она донор яйцеклетки, а не мать. У неё нет чувств, и суд ничего не сделает, что означает, что я так и буду одиноким родителем. Есть ли здесь какие-либо средства правовой защиты для меня?»
138
Анастасия ВалюшинаРодительский комитет принуждает сдать деньги на ремонт
Здравствуйте всем! 
Такая у меня проблема, голову себе уже "сломала", посмотрите свежим взглядом, посоветуйте....
Дочку в ноябре устроила в детский сад переводом. Заведующая недвусмысленно намекнула, что надо бы помочь материально дет. саду. И я, естественно, мат. помощь детскому саду оказала в размере ковролина на сумму 3500р денег.
На род. собрании оговорили, что мы ежемесячно будем вносить в фонд группы по 200р на нужды. Без проблем!!! Исправно вношу, даже закрывая глаза на то, что дочка в садик из 5 месяцев проходила 2(!!!!!) недели! 
И вот, поступают новые "вводные": в июне будут менять батареи, и после замены нужно будет сделать ремонт. И т.к. нас в прошлом году в садике не было, и мы деньги на ремонт группы не сдавали, необходимо сейчас сдать 3000р на ремонт.
Я "в афиге", говорю, что я уже мат. помощь детскому саду оказала, на что получаю замечательный ответ: это ваши личные договоренности с заведующей, чтобы вас в садик взяли и к нашей группе никакого отношения не имеют. (Вы же это купили в садик, а не в нашу группу. И что, теперь из-за вас должны страдать наши дети без игрушек и ремонта...) Ну, и так далее по тексту... А если я не могу или не хочу сдавать деньги, то я обязана прийти и сделать ремонт! 
Требует деньги прямо в наглую, никого не стесняясь. Мне очень хочется ее послать, тоже особо никого не стесняясь, но боюсь, что отразится на ребенке.
Вот и как быть, непонятно....
84
Подпишитесь на нас
Новости Дети Mail.ru