Психолог Людмила Петрановская в онлайн-лекции на проекте информационной и психологической помощи Family Tree рассказала, как грамотно подойти к обучению на дому и почему не стоит пытаться сделать больше возможного.
О школьниках и домашнем обучении
Получилось, что все школьники теперь перешли на дистанционное обучение. Никто не был к этому готов.
Дети никогда такого не видели, учителя тоже не успевают адаптироваться. В итоге все это превращается в хаос и нервотрепку, когда на родителей и детей сваливается огромное количество заданий.
От учителей требуют невесть чего и тоже держат в постоянном стрессе, и они, зажмурившись, кидаются всеми заданиями, которые нашли в своих папках и файлах. Родители все это ловят и принимают как данность, что они каким-то образом должны, как сейчас модно говорить, мотивировать ребенка на то, чтобы это все сделать. В итоге через две недели уже в истерике все. Учителя падают с ног и хотят, чтобы их пристрелили.
Надо понимать, что для преподавателя дистанционное обучение — это очень тяжелое и малоприятное мероприятие. За 2-часовой вебинар устаешь сильнее, чем за целый день очной группы потому что, когда перед тобой живые люди, ты обмениваешься с ними живыми взглядами, улыбками, эмоциями, нет ощущения, что ты один, как дурак, сам с собой разговариваешь. Учителя и преподаватели вузов сейчас делают это по 6-8 часов в день. Это адски тяжело.
Сделать дистанционные курсы с такой скоростью качественными невозможно. Для того чтобы перенести живой курс в дистанционный, необходимо вытянуть все, что живой человек вытягивает во время коммуникации. Хороший педагог вытягивает занятие на мимике, на тоне, на взглядах, на шутках, на перебросах спонтанными репликами с детьми.
Сегодня этого нет, и это должно вытягиваться какими-то картинками, инфографикой, анимацией, демонстрационными экспериментами или чем-то еще. Все это требует большой работы, больших усилий и времени.
Ни у кого сейчас на это нет ресурсов. Реально дети получают дистанционное образование в формате говорящей головы. Говорящую голову слушать целый день сложно. У кого-то из преподавателей хватает харизмы, у кого-то — нет.
Но учителя не дикторы телевидения и не актеры театра! Нереалистично ставить задачу сохранения качества образования при таком экстренном и вынужденном переходе на дистанционное образование. Это невозможно сделать, надрываясь и обвиняя друг друга».
Не старайтесь «впихнуть невпихуемое»
«Спокойно принимайте факт, что все дети сейчас просядут с учебой. Кто-то что-то пропустит, кто-то что-то не поймет, кто-то что-то не сделает, какие-то темы окажутся неясными. Это нормально, это естественно, в сложившейся ситуации не может быть иначе. Давайте без фанатизма!
Не надо требовать, чтобы дети делали абсолютно все любой ценой. Если они просто слушают уроки и делают какую-то часть из того, что присылают, достаточно!
Учителя сейчас просто не успевают проанализировать, что и в каком количестве присылать, и шлют все, что у них есть по теме. Многие учителя говорят, что после дня дистанционного образования они просто падают и спят, потому что это очень тяжело.
Давайте снижать градус требований и градус переживаний. Все отстанут, все пропустят, у всех что-то не получится — ничего страшного, это не конец света. Речь идет практически о двух месяцах, еще будет время все наверстать и повторить.
Посмотрите, как работать из дома, если у вас дети:
Такая рекомендация была бы хороша и учителям. Они люди подневольные, а руководство не всегда адекватно. Учителя превратились в говорящие головы, хотя было бы лучше подбирать какие-то интересные фильмы (с того же Discovery), предлагать детям делать по ним тезисы, рисовать.
Ученики постарше могли бы делать ментальные схемы, опорные карты. Хорошо бы вместе обсуждать интересные исторические и художественные фильмы — это сэкономило бы всем и силы, и время. Но учителя зависят от программы и плана, а мудрости сверху ожидать не приходится.
Сейчас и со стороны родителей, и со стороны педагогов должно быть внятное высказывание, о том, что не надо экстренно все решать за счет завышенных требований, угроз и невозможных условий.
В некоторых странах объявили каникулы предварительно до лета. Отменили контрольные и проверочные работы, которых все так боятся. Если сделать то же самое, то большого удара по трудоспособности населения не будет, зато это сэкономит огромное количество нервов детям, родителям и учителям.
Я думаю, что если об этом открыто говорить и настойчиво предлагать, то может быть хороший результат. Но даже если этого не случится, не надо нагнетать. Повторюсь: ничего страшного не произойдет, если дети чего-то не выполнят.
Более того, я рекомендую следующее: если школьник учится из дома, а родитель должен работать (ходить на работу или работать из дома), а у этого родителя есть еще тоддлер или другие обстоятельства, то в этой ситуации я бы написала письмо классному руководителю о том, что в силу определенных обстоятельств вы не можете обеспечить полноценный образовательный процесс своему ребенку.
Это нужно, чтобы вас не бомбардировали лишний раз, не требовали невозможного и не ругали ребенка.
Сообщить, что ребенок будет учиться сам, как сможет, вы же можете только создать ему рабочее место и кормить — больше ничего. Вы понимаете, что это может привести к снижению объема знаний и оценок, но вы не в претензии к школе по этому поводу.
Часто это приводит к снижению напряжения, родителей перестают бомбардировать постоянными вопросами о том, где домашнее задание за позапозапрошлую пятницу. Что касается совсем уж странных видов деятельности типа реферата по физкультуре, то проявляйте родительскую солидарность и предлагайте другие варианты решений.
Пишите преподавателю, предлагайте, например, чтобы дети поприседали и попрыгали, и снимите это на видео. Понятно, что никто это не будет смотреть, но ребенок проведет время более приятно.
Более того, если ребенок будет смотреть какие-то увлекательные вещи, больше играть в те же настольные игры, это даст ему больше, чем те задания, которые в панике присылают учителя.
Читайте также:
Смотрите наши видео