Единственный ребенок: один в поле воин

Все больше становится семей, в которых растут единственные дети, и все меньше людей убеждено, что ребенок без братьев и сестер непременно вырастет эгоистом, не умеющим общаться с окружающими. Но родителям, которые воспитывают единственного ребенка, следует знать об ошибках, которые они могут совершить.
Аналитический психолог

Depositphotos_12485901_s800.jpg
Источник: Фото: Legion-Media.Ru

Будешь лучше всех!

Основной круг общения единственного ребенка – взрослые. Он слушает их разговоры, задает вопросы, и поэтому довольно часто обгоняет в интеллектуальном развитии сверстников, которые общаются со своими братьями и сестрами.

Это повод для родительской радости, но потом радость может смениться требованиями: единственный ребенок часто попадает в ловушку родительских ожиданий. И у мамы, и у папы, и у других родственников есть надежды и фантазии по поводу его будущего, но их груз для ребенка чересчур тяжел, потому что невозможно одновременно хорошо учиться, готовиться в мастера спорта, прекрасно рисовать, быть гордостью музыкальной школы и сниматься в кино.

В комедии «Не хочу быть взрослым» родители ежедневно муштровали шестилетнего Павлика - мать заставляла бегать, прыгать и делать гимнастические упражнения, отец не переставая знакомил с основами мировой культуры, и немного отдохнуть бедный ребенок смог только у бабушки в деревне. В жизни комедия часто становится драмой – единственные дети начинают стараться исполнить требование добиться успеха везде и сразу, и очень страдают, когда это у них не получается.

Что могут сделать родители. Не требуйте от ребенка исполнять собственные несбывшиеся мечты. Если вы, например, сами хотели стать пианистом – вы и идите на фортепианные курсы для взрослых, а ребенка, если ему не нравится музыка, не заставляйте. И любите его за то, что он есть, а не за то, чего он добился или добьется когда-нибудь.

Не пущу!

Луч родительского внимания на единственного ребенка направлен постоянно: не только много надежд, но и много страхов – упадет, заболеет, потеряется, укусят. Нормальное родительское волнение тут имеет все шансы перерасти в гиперопеку, и потом уже взрослый человек выслушивает родительские упреки в том, что плохо замотал шарф на шее.

К желанию уберечь ребенка может примешиваться и не всегда осознаваемое опасение за самих себя: других детей нет, в старости за нами будет ухаживать только он (она), поэтому не надо отпускать его – вдруг не вернется? Гиперопека может проявляться и в том, что родители принимают за ребенка решения – что ему надеть, какой мультфильм смотреть, с кем играть, и в будущем это тоже может сказаться: выросший единственный ребенок останется вечным некреативным подчиненным, ждущим чьих-то распоряжений.

Что могут сделать родители. Решите для себя, в какие моменты вы будете выручать ребенка, а в какие дадите ему попробовать жизнь на вкус самому: по этому поводу можно посоветоваться с многодетными родителями. Почаще давайте ребенку делать выбор самому. И не забывайте о собственной жизни, о собственных интересах: именно это спасет вас от желания чрезмерно опекать ребенка.

Зачем нам чужие

В уютном семейном кругу, где все близки друг другу и готовы уделить друг другу внимание, бывает очень приятно проводить время – и не тратить его на чужих. Для единственных детей это может обернуться сложностями в общении – они не умеют налаживать отношения с разными людьми, и не предполагают, что далеко не все будут относиться к ним так же ласково и внимательно, как родители.

Учитывая то, что в одиночестве единственный ребенок обычно не грустит и хорошо умеет сам себя занимать, можно предположить, что он и в детских играх может оказаться в стороне – особенно если родители не приветствуют приход в дом шумных приятелей ребенка.

Что могут сделать родители. Приглашайте в дом ребят со двора, из класса или детского сада, устраивайте для них праздники – не только на день рождения ребенка, но и в обычные дни. Если у вашего единственного ребенка есть двоюродные братья и сестры, старайтесь, чтобы он общался с ними почаще – так он научится понимать непохожих на него людей, которые совсем не озабочены тем, чтобы ему хорошо жилось на свете.