Большая страна не забыла о невинных жертвах, и скорбит по ним. В день девятилетней годовщины теракта в Санкт-Петербурге почтят память погибших детей. В Благовещенске состоится концерт памяти, где будут исполняться песни о детях Северной Осетии, а также будут зачитаны монологи выживших после теракта школьников. Подобные мероприятия пройдут во многих регионах России.
Но, пожалуй, один из самых ярких примеров сострадания и неравнодушия проявили жители подмосковного Муранова, что неподалеку от усадьбы Ф.И. Тютчева. В 2005 году настоятель храма Спаса Нерукотворного и его прихожане своими силами разбили парк и построили мемориал памяти детям Беслана. Накануне 1 сентября 2013 года школьники провели в парке субботник, а в начале первого учебного месяца представители епархии и местные жители соберутся вместе, чтобы отслужить панихиду и помолиться о погибших.
Как это было: день первый
Утром 1 сентября 2004 года вооруженные террористы проникли во двор школы и, под угрозой расстрела, загнали в здание учеников, их родителей, родственников и друзей, пришедших на праздник, а также сотрудников образовательного учреждения. В числе заложников оказались и совсем маленькие дети – четыре из девяти бесланских детсадов не успели открыться к началу учебного года из-за ремонта, и многим пришлось взять с собой на торжественную линейку малышей.
Некоторым старшеклассникам удалось сбежать. Появились первые жертвы: мужчины, попытавшиеся оказать сопротивление, были убиты. Большинство заложников оказались в спортзале школы, без пищи, воды, медикаментов и связи – террористы отняли у всех мобильные телефоны. Затем бандиты заставили своих жертв забаррикадировать здание, и заминировали школу.
Созданный за этот период оперативный штаб провел эвакуацию жителей близлежащих домов и заблокировал соседние районы. Президент РФ Владимир Путин собрал в Москве экстренное совещание с представителями силовых структур.
В Беслан прилетел доктор Рошаль, принимавший участие в переговорах во время теракта на Дубровке в 2002 году, но террористы отказались пускать его в здание и передать заложникам привезенную воду и пищу.
День второй
Экстренное заседание Совета Безопасности ООН потребовало немедленного освобождения заложников. В ответ террористы дали возможность нескольким своим жертвам позвонить родным и убедить их не соглашаться на штурм здания. Велись переговоры и через крупного местного бизнесмена: бандформированию обещали деньги и безопасный перелет за границу. Террористы ответили отказом. Представители силовых структур и прессы пытались воздействовать на банду через других известных боевиков, числящихся в международном розыске. Безрезультатно.
Единственным человеком, которому боевики позволили войти в школу, стал бывший президент Ингушетии Руслан Аушев. С ним террористы отпустили группу из 24 человек (матерей с грудными детьми). Вот как Руслан Аушев описал увиденное: «Когда меня провели в помещение спортзала, то весь зал был забит женщинами, детьми, стариками, которые сидели, лежали, стояли. В помещении была жуткая жара, дети были раздеты».
К вечеру жара, смрад и отсутствие вентиляции в спортзале стали невыносимыми. На просьбы заложников принести воды террористы отвечали отказом.
День третий
К утру 3 сентября заложники обессилели до того, что уже не реагировали на угрозы, многие падали в обморок. Боевики начали обстрел из гранатометов близлежащие территории. Днем в спортзале прогремели взрывы, заложники стали выпрыгивать из окон, террористы открыли по ним огонь... Остальных боевики перегоняли из спортзала в другие помещения школы.
Спецподразделениям был отдан приказ штурмовать здание. Банда оказывала ожесточенное сопротивление, создавая «живые щиты» из женщин и детей, в результате чего многие военные пожертвовали своими жизнями для спасения заложников. Бой длился почти до полуночи, все террористы были уничтожены (в живых остался лишь один преступник, отбывающий ныне пожизненное заключение), а выжившие заложники освобождены. Три страшных для Северной Осетии дня навсегда остались в памяти и сердцах россиян.
За гранью добра и зла
Захват школы No1 стал последней крупной террористической атакой нулевых годов XXI века. Ему предшествовала серия терактов, осуществленных террористами и их пособниками во многих других российских городах. Пожалуй, современная история не знала столь кровавых и массовых расправ над мирным населением. Но то, что произошло девять лет назад в Беслане, вообще не поддается никакому определению: ведь разменной монетой в грязных играх преступников без чести, родины, веры и совести стало самое святое – детские жизни.
Владимир Путин, прилетевший в Беслан 4 сентября 2004 года, выступил с телеобращением к нации, в котором не только выразил соболезнования пострадавшим, но и пообещал принять комплекс мер, направленных на укрепление единства страны и обеспечение безопасности ее граждан. Вскоре система реформ действительно была запущена: в декабре 2004 года приняли закон, меняющий систему формирования региональных властей, которая была призвана укрепить авторитет власти на местах. Была организована «Комиссия по вопросам координации деятельности федеральных органов исполнительной власти в Южном Федеральном округе, которая просуществовала до февраля 2006 года и была преобразована в «Комиссию по вопросам улучшения социально-экономического положения в ЮФО».
Президент подписал указ No116 «О мерах по противодействию терроризму», согласно которому был образован Национальный антитеррористический комитет, призванный бороться с терроризмом во всех его видах, и усилены меры безопасности в общественных местах по всей стране, включая школы, детские сады, стадионы, рынки и транспортные узлы.
Так много боли
Вот уже девять лет 1 сентября в российских городах и селах считается днем памяти о тех, кто не вернулся домой с той школьной линейки. Может кто-то из вас скажет, что эти тяжелые трагические воспоминания не нужны, что лучше выкинуть их из памяти, но ведь дети, едва начавшие свой жизненный путь, который так внезапно оборвался, не должны быть забыты! Спустя годы родителям, в одночасье потерявшим своих детей, и детям, ставшим сиротами, все еще нужны наши поддержка и сочувствие.
В результате теракта в Беслане погибло 334 человека, более половины из которых – дети. Для сравнения, за годы Великой Отечественной войны Беслан потерял на фронте 357 мужчин. В 2004 году в маленьком осетинском городке в 66 семьях погибло от 2 до 6 человек, а 17 детей остались круглыми сиротами.
На мемориальном кладбище «Город ангелов» в Беслане, где похоронено большинство из тех, кто погиб девять лет назад, стоит памятник «Древо скорби». Бронзовая композиция представляет собой ствол дерева, образованный четырьмя женскими фигурами. Крона дерева – распростертые руки женщин, которые держат ангелов, символизирующих погибших детей.
1 сентября 2006 года в Беслане открыли памятник сотрудникам спецназа и спасателям МЧС, погибшим при освобождении заложников. Скульптура изображает бронежилет, который стоит на школьном учебнике и прикрывает собой детскую игрушку. Рядом лежит каска бойца спецназа: «Вы навсегда в самом сердце Беслана – парни, закрывшие сердцем детей...».