
Точнее передать последовательность действий в предложении помогают деепричастные обороты. Также они придают речи дополнительную выразительность. Но их неправильное употребление может исказить смысл высказывания и затруднить понимание текста. Мы рассмотрим правила построения предложений с деепричастными оборотами, научимся правильно расставлять знаки препинания и разберем типичные ошибки. На практических примерах и упражнениях закрепим полученные знания, а комментарии эксперта помогут лучше понять тонкости использования этой грамматической конструкции.
Что такое деепричастие и деепричастный оборот в русском языке
Деепричастие — это особая форма глагола, которая обозначает дополнительное действие, сопровождающее основное. Оно отвечает на вопросы «что делая?» и «что сделав?» Например: «улыбаясь», «читая», «прибежав».
Когда к деепричастию присоединяются поясняющие слова, образуется деепричастный оборот — цельная конструкция, указывающая на обстоятельство действия. Например: «Улыбаясь, он подошел к столу».
Важно помнить, что деепричастный оборот всегда выделяется запятыми в предложении.
Правила построения предложений с деепричастным оборотом
При работе с деепричастными конструкциями следует учитывать несколько ключевых принципов:
1. Субъект действия для основного глагола и деепричастия должен быть единым. То есть тот, кто выполняет основное действие, выполняет и дополнительное.
- Корректный вариант: «Читая книгу, студент делал заметки».
- Некорректный вариант: «Подъезжая к станции, у меня слетела шляпа».
2. При использовании безличных конструкций деепричастный оборот допустим исключительно с инфинитивом.
- Корректный вариант: «Начиная работу, необходимо проверить оборудование».
- Некорректный вариант: «Вставая утром, мне не хочется идти на работу».
3. В зависимости от вида деепричастия меняется временное соотношение действий.
- Несовершенный вид указывает на параллельность действий. Пример: «Гуляя по парку, я любовался осенними красками».
- Совершенный вид показывает, что дополнительное действие произошло раньше основного. Пример: «Написав письмо, он отправился на почту».
Отличительная особенность русской грамматики — наличие языковых форм, объединяющих характеристики разных частей речи. О природе деепричастия и правилах построения деепричастных оборотов рассказывает Ольга Болотова, филолог, преподаватель русского языка высшей категории в сфере дополнительного образования:
— Деепричастный оборот представляет собой грамматическую конструкцию, включающую деепричастие с подчиненными ему словами. Само деепричастие — это особая глагольная форма, сочетающая признаки сразу двух частей речи: оно демонстрирует как глагольную природу (обозначая добавочное действие), так и наречные свойства (отвечая на вопрос «как?»). «Читая», «находясь», «видя», «приезжая», «посетив», «заметив», «потрогав» — все это деепричастия. Добавив к ним зависимые слова, получим деепричастный оборот. Вот несколько примеров предложений с деепричастным оборотом: «Заметив воробья, кошка стала наблюдать за ним», «Посещая старый сад, я всегда обращаю внимание на стволы яблонь».
Примеры предложений с деепричастным оборотом
Рассмотрим несколько примеров правильного использования деепричастных оборотов:
- Возвращаясь домой, я встретил старого друга.
- Открыв окно, она впустила свежий весенний воздух.
- Не теряя времени, мы приступили к выполнению задания.
- Сдав экзамен, студенты радостно обсуждали результаты.
- Внимательно слушая преподавателя, ученики записывали основные тезисы.

Разница между причастным и деепричастным оборотом
Конструкции с причастием помогают охарактеризовать предмет через его признак и отвечают на вопросы, определяющие качество («какой?» «какая?» «какое?» «какие?»). В свою очередь, конструкции с деепричастием указывают на дополнительные действия, совершаемые параллельно с основным, и отвечают на вопросы «что делая?», «что сделав?».
Пример для сравнения:
- С причастием: «Увлеченный романом студент записывал основные мысли».
- С деепричастием: «Погрузившись в роман, студент записывал основные мысли».
Знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом
Когда мы употребляем деепричастный оборот, важно помнить о запятых. Рассмотрим основные случаи постановки знаков препинания:
1. Деепричастный оборот всегда выделяется запятыми. Пример: «Улыбаясь своим мыслям, она посмотрела в окно».
2. Одиночное деепричастие также выделяется запятыми. Пример: «Она, улыбаясь, посмотрела в окно».
3. Два деепричастных оборота разделяются запятой. Пример: «Проснувшись рано утром, не теряя времени, он отправился на работу».
Упражнения с деепричастным оборотом
Давайте потренируемся в использовании деепричастных оборотов на практике. Это поможет быстрее и легче усвоить материал.
1. Найдите и исправьте ошибки в предложениях
- Подъезжая к дому, у меня закончился бензин.
- Прочитав книгу, она мне очень понравилась.
- Открыв дверь, в комнату ворвался холодный воздух.
2. Преобразуйте простые предложения в предложения с деепричастным оборотом
- Я шел по улице и смотрел на витрины.
- Художник закончил картину и подписал ее.
- Ученик решил задачу и показал ее учителю.
3. Расставьте знаки препинания
- Вернувшись домой я сразу лег спать.
- Она говорила не останавливаясь.
- Читая книгу он делал пометки в тетради.
4. Составьте предложения с деепричастными оборотами
Используйте деепричастия: «улыбаясь», «прочитав», «наблюдая», «открыв», «думая».
5. Определите вид деепричастия
- Закрывая окно, она посмотрела на улицу.
- Написав письмо, он отправил его другу.
- Слушая музыку, она рисовала.
Ответы к упражнениям
1. Исправленные предложения:
- Подъезжая к дому, я заметил, что закончился бензин.
- Прочитав книгу, я понял, что она мне очень понравилась.
- Открыв дверь, я почувствовал, как в комнату ворвался холодный воздух.
2. Преобразованные предложения:
- Идя по улице, я смотрел на витрины.
- Закончив картину, художник подписал ее.
- Решив задачу, ученик показал ее учителю.
3. Знаки препинания:
- Вернувшись домой, я сразу лег спать.
- Она говорила, не останавливаясь.
- Читая книгу, он делал пометки в тетради.
4. Примеры предложений:
- Улыбаясь, она рассказывала о путешествии.
- Прочитав статью, студент сделал выводы.
- Наблюдая за птицами, фотограф делал снимки.
- Открыв дверь, он увидел старого друга.
- Думая о будущем, она строила планы.
5. Вид деепричастий:
- «закрывая» — несовершенный вид;
- «написав» — совершенный вид;
- «слушая» — несовершенный вид.

Частые ошибки в пунктуации и употреблении деепричастного оборота
Деепричастные обороты — это важный элемент русского языка, придающий предложениям выразительность и разнообразие. Но их неправильное использование часто приводит к смысловым ошибкам и нарушению правил пунктуации. Рассмотрим наиболее распространенные ошибки и способы их исправления:
1. Нарушение единства субъекта действия
- Неправильно: «Гуляя по парку, у меня промокли ноги».
- (Создается впечатление, что ноги гуляли по парку).
- Правильно: «Гуляя по парку, я промочил ноги».
- (Субъект действия теперь единый — «я»).
2. Употребление деепричастного оборота в безличном предложении без инфинитива
- Неправильно: «Подъезжая к станции, мне стало плохо».
- (Возникает нелогичная ситуация: неясно, кто именно подъезжал).
- Правильно: «Когда я подъезжал к станции, мне стало плохо».
(Указан субъект действия — «я», и оборот заменен на конструкцию без ошибки).
3. Отсутствие запятых при деепричастном обороте
- Неправильно: «Сидя в кресле он читал книгу».
- Правильно: «Сидя в кресле, он читал книгу».
- (Деепричастный оборот всегда выделяется запятыми, независимо от его положения в предложении).
Комментарий эксперта
Многие считают, что употребление деепричастных оборотов — это простая задача, но даже опытные пишущие порой допускают в них ошибки. О том, какие сложности могут возникнуть при использовании этой грамматической конструкции и как их избежать, рассказала Ольга Болотова, филолог:
— С деепричастным оборотом обычно допускают два вида ошибок: пунктуационные и грамматические. Пунктуационные трудности связаны с определением самого деепричастного оборота как такового и с верным определением его границ. Грамматические ошибки очень распространены: действие, выраженное деепричастным оборотом, должен выполнять тот, кто обозначен с помощью подлежащего.
В качестве примера эксперт привела шуточный пример из рассказа А. Чехова «Жалобная книга»:
— «Подъезжая к сией станции и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа». Дело в том, что не шляпа подъезжала к станции, а именно так получается, потому что деепричастный оборот употреблен неверно. Можно исправить ошибку, например, так: «Подъезжая к сией станции, я потерял шляпу». Или можно совсем избавиться от деепричастного оборота: «Когда я подъезжал к сией станции, у меня слетела шляпа».
Что нужно запомнить о деепричастном обороте
Прежде чем перейти к основным правилам, важно отметить: грамотное использование деепричастных оборотов делает речь более выразительной и позволяет точнее передать последовательность или одновременность действий. Вот ключевые аспекты, которые помогут избежать ошибок:
1. Подлежащее главного предложения всегда должно быть исполнителем действия, выраженного деепричастным оборотом. Например: «Студент, готовясь к экзамену, внимательно изучил конспекты» (студент и готовится, и изучает).
2. Обособление деепричастных оборотов — обязательное правило пунктуации, которое не зависит от их позиции в предложении. Выделяем запятыми в начале, середине и конце фразы.
3. При использовании деепричастий несовершенного вида описываемое ими действие происходит параллельно с главным: «Напевая любимую мелодию, она готовила ужин».
4. Деепричастия совершенного вида описывают предшествующие действия: «Закончив работу, сотрудник отправился домой» (сначала закончил, потом пошел).
5. В безличных конструкциях деепричастные обороты допустимы только с инфинитивом: «Готовясь к выступлению, необходимо тщательно проработать материал».
6. Единство субъекта действия — основное правило: тот, кто выполняет главное действие, должен совершать и добавочное, выраженное деепричастным оборотом.
Список источников
1. Кудрявцева Т. Обособление деепричастного оборота: семантический аспект. Научный вестник Воронежского государственного архитектурно-строительного университета. 2015.
2. Мистюк Т. Нормативный и «свободный» деепричастный оборот в курсе «Русский язык и культура речи». Филологические науки. Вопросы теории и практики № 5-2 (59). 2016.