Чайлдфри против родителей: необъявленная война

В ходе статистического исследования были выяснены наиболее распространенные мотивы для того, чтобы стать чайлдфри: нежелание жертвовать личным пространством ради ребенка, отсутствие убедительной причины иметь детей, нежелание терять время, активное отвращение к детям, удовлетворенность домашними животными и наблюдением за детьми родственников или друзей

64d15820dbc9b6cfd9f530e19a08de1b.jpg
Источник: Migration

В ходе статистического исследования были выяснены наиболее распространенные мотивы для того, чтобы стать чайлдфри: нежелание жертвовать личным пространством ради ребенка, отсутствие убедительной причины иметь детей, нежелание терять время, активное отвращение к детям, удовлетворенность домашними животными и наблюдением за детьми родственников или друзей.

Довольно условно всех чайлд-фри можно поделить на следующие неравные группы:

1) Прагматично-эгоистичный подход: люди, не желающие усложнять свою жизнь, создавать себе какие-либо проблемы. На первом месте – удобства, карьера, достаток.
2) Эмоциональный подход: боязнь близости, ответственности, зависимости. Чаще всего у таких людей было собственное не очень счастливое детство.
3) Невозможность завести ребенка – и активное отрицание такого желания.
4) Инфантильный подход: весь мир вращается вокруг меня, отсутствует способность реально и адекватно воспринимать любовь. У таких людей чаще всего было счастливое детство, длящееся... до самой старости. Родительство предполагает служение, отдачу и часто – в бескорыстном и даже безответном в каком-то смысле варианте, однако готовы к этому отнюдь не все. Некоторые для этого просто «не выросли».
5) «Временные» чайлд-фри, входящие в любую из предыдущих групп, но становящиеся рано или поздно родителями.

Рассмотрим поподробнее мотивы, декларируемые самими представителями этого движения.

Комфорт и возможность развития:

• Желание иметь больше свободного времени для досуга, хобби, друзей, работы по совместительству
• Желание уменьшить финансовую ответственность
• Боязнь того, что родительство, будучи необратимым шагом, им не понравится
• Способность менять работу и место жительства за короткий срок (спонтанность)
• Желание сохранить уровень эмоциональной и физической близости с партнёром, несовместимый с появлением ребенка
• Нежелание перестраивать дом в соответствии с потребностями ребенка и нормами безопасности
• Осознание того, что рождение ребенка повредит карьерному росту
• Намерение поддерживать определенный уровень контроля над жизнью; нежелательность потери времени, сил, приватности и свободы

Отсутствие потребности в детях:

• Неимение биологической тяги к родительству
• Юношеское, либо оставшееся с юности презрение к маленьким детям
• Общая неприязнь к детскому поведению
• Побуждение заботиться о родителях, других родственниках
• Стремление заниматься благотворительностью
• Удовлетворенность общением с детьми в качестве тети, дяди, учителя и т. д.
• Страх и отвращение к физическим условиям беременности, опыту родов и послеродовому периоду (например, из-за потери внешней привлекательности или неудовлетворительного уровня медицинских услуг роженицам)
• Воспоминания о травмирующем или бедном детстве, оскорблениях родителей
• Отсутствие родителей
• Убежденность в бессмысленности рождения ребенка

Безопасность родителя и ребенка:

• Медицинские предпосылки для трудной беременности (например, сахарный диабет, онкологическая группа риска), либо рождения больного (например, депрессия в нескольких поколениях)
• Риск смерти при родах
• Обсессивно-компульсивное расстройство, нарушения в сфере привязанностей
• Отсутствие или недоступность качественных детских и медицинских учреждений

Вера, что приносить людей в этот мир может быть безнравственно:

• Убежденность в малой вероятности спасения души, и в связи с этим боязнь того, что душа ребенка после смерти будет обречена на вечные мучения в аду
• Убежденность, что возможность попадания в ад, мала она или велика, стоит того, чтобы уберечь душу ребенка от риска бесконечных страданий в нем
• Невозможность спросить согласия ребенка: деторождение является выбором, делающимся за другого человека, не обязательно одобряемым им впоследствии, однако необратимым
• Мир полон страдания, и нельзя гарантировать, что данный человек проживет хорошую жизнь
• Нежелание ставить своих детей перед неизбежностью смерти: каждый рождённый должен умереть
• Перенаселённость, загрязнение окружающей среды, истощение и нехватка ресурсов
• Неспособность быть ответственным и терпеливым родителем
• Прежде чем родить новых детей, нужно сделать счастливыми уже существующих

Бесконечная война сторонников и противников бездетности.

Почему вокруг этого течения последнее время обстановка накаляется до невероятного градуса? Почему и сторонники, и противники деторождения зачастую готовы перегрызть друг другу глотку?

Существует также несколько причин, по которым люди не только отказываются от деторождения (есть ведь и те, которые нисколько не афишируют свои убеждения, а живут себе тихо без детей, ни с кем не споря и не воюя), но, по большей части, активно и агрессивно свою позицию декларируют.

1) Давление общества, друзей, родственников. Если в сотый раз одному и тому же человеку задавать один и тот же вопрос («а почему у вас до сих пор нет детей?»), рано или поздно ответ будет достаточно агрессивным.

2) Миф о большей культурной и социальной развитости бездетных по сравнению с «детными». Это, к сожалению, в наше время именно миф, потому что ни одно социологическое исследование не подтверждает эту версию. Но этот миф поддерживает высокомерное отношение чайлд-фри к всем тем, у кого есть дети, даже несмотря на то, что многие форумы ЧФ пестрят обилием грамматических ошибок. Мысль о собственной элитарности и превосходстве провоцирует многих ЧФ на презрительные и агрессивные высказывания по отношению к «размножающемуся быдлу»

3) Искусственно создаваемый ореол «отверженности», социального меньшинства. Человек, чувствующий себя в меньшинстве, часто превентивно защищается – даже если на него никто пока и не думал нападать. То есть многие ЧФ, уверенные в своей «непонятости обществом», занимают агрессивную оборонительную позицию заранее.

4) Инфантильность многих чайлд-фри, уверенность в собственной безнаказанности. Именно инфантильность, эгоистичность и недалекость многих представителей ЧФ провоцирует их переходить границы дозволенного как в реальной, так и интернет-жизни. Именно стремление выделиться заставляет некоторых особо агрессивных и недалеких представителей ЧФ хвастаться на соответствующих форумах своими «подвигами»: брошенным в коляску окурком, загаженной песочницей, сломанной горкой на детской площадке. Они не понимают, что таким образом не только не увеличивают терпимость к этому развивающемуся движению общества в целом (а скорее – наоборот), но и переходят рамки закона.

5) Многим агрессивно настроенным чайд-фри реально мешают жить чужие дети. Бывает так, что чужие невоспитанные дети мешают даже тем, кто в принципе ничего не имеет против деторождения, так что же тогда говорить о его ярых противниках?

А откуда берется агрессивное отношение общества к представителям чайлд-фри?

1) Прежде всего, активное неприятие в обществе встречают именно агрессивные представители этого течения: агрессия порождает агрессию. Особенно если действия чайлд-фри переходят рамки общественной морали и законности.

2) Убеждение, что все чайлд-фри ненавидят детей (на самом деле это очень далеко от истины)

3) Непонимание причин нежелания иметь детей (а все непонятное пугает и настораживает)

4) Скрытая зависть к свободному и безответственному существованию бездетных (мало какая мама хотя бы раз рано или поздно не вздыхала по своей прошлой, бездетной свободе).

Таким образом, причин иметь или не иметь детей – масса, на любой вкус.

Зачастую, если чайлд-фри просто живут, исходя из своих убеждений, никого не задевая, они находятся в нейтральных, а иногда и достаточно теплых отношениях с окружающими. А вот если свою позицию они насаждают агрессивно, с использованием уничижительных терминов и оскорблений («свиномамки», «рожалки», да здравствует мир без детей! Уберите с моих глаз этих недочеловеков!), то вполне закономерно, что получают ответную агрессию. Так что давайте будем соблюдать вежливость, все равно этот извечный спор может продолжаться достаточно долго. Давайте будем признавать друг за другом право жить так, как хочется – лишь бы это не задевало окружающих нас людей, не важно, каких они убеждений и вероисповеданий, и тогда и к нам отношение окружающих будет добрее не смотря на то, есть у нас дети – или нет.

Юлия Бондарь
Мама двух детей, инженер-химик