Александр Мисуркин: «Мои детские мечты стали реальностью»

Мы встретились с человеком, чья детская мечта полететь в космос стала реальностью. Космонавт-испытатель Александр Мисуркин рассказал проекту «Дети Mail.Ru» о том, через какие испытания ему пришлось пройти на пути к своей цели, а также о том, как он воспитывает своих детей.
Фото: Александр Мисуркин
Фото: Александр МисуркинИсточник: Migration

Александр Мисуркин, который видел нашу планету из открытого космоса, утверждает, что нет в мире ничего более завораживающего и прекрасного. Космонавт, летчик, отец, а также член жюри Всероссийского детского конкурса «Звездный экипаж Барни» делится интересными фактами из своей биографии.

– Александр, расскажите о своих детских мечтах.

– Как и многие мальчишки, я в детстве смотрел «Звездные войны», мечтая, что когда-нибудь и сам полечу в космос. Летом, когда гостил у бабушки и дедушки в деревне, любил смотреть на ночное небо – звезды вдали от города такие огромные, что кажется, ощущаешь сферичность неба. Мы с друзьями даже планировали построить собственный космический корабль. А к двенадцати годам мои мечты сформировались в конкретную цель – вырасти и стать космонавтом. Об этом я тут же заявил родителям. Они не восприняли мои слова всерьез – мало ли о чем говорит мальчишка. Но меня поддержал дедушка, и учительница в школе поверила. Ее слова в каком-то смысле оказались пророческими.

– Что же вам сказала учительница?

– Помню, подошел к ней на перемене и рассказал, что хочу стать профессиональным космонавтом. Она внимательно выслушала меня и посоветовала действовать последовательно: сначала поступить в аэроклуб, а потом выучиться на летчика. Это должно было приблизить меня к осуществлению моей мечты. По сути так и вышло. Я, конечно, очень боялся, что меня в этот клуб не возьмут, ведь на тот момент мне исполнилось только 13 лет. Переживал, кстати, не напрасно – меня действительно не приняли с первого раза. Сказали, чтобы пришел в 15, и для начала посоветовали учиться прыжкам с парашютом, но меня это не устраивало. Я хотел летать на планере.

Фото: страница Вконтакте Александра Мисуркина
Фото: страница Вконтакте Александра МисуркинаИсточник: Migration

– Что же вы предприняли?

– Пришел в тот же аэроклуб через три месяца в надежде, что меня встретит другой инструктор. Соврал, что мне уже есть 15, а они в запарке почему-то не проверили документы. В итоге меня приняли, и я начал осваивать азы полетов. Не считаю, что лгать – это правильно, но тогда этот маленький обман помог стать на шаг ближе к большой мечте. После школы я поступил в летное училище, семь лет служил летчиком-инструктором, командиром звена.

Как же вы все-таки оказались в космосе?

– Меня вела за собой цель, а помог в итоге случай. Как-то мы с сестрой и моим другом ехали на дачу, и по радио в прямом эфире выступал российский космонавт Василий Васильевич Циблиев. Мы тут же стали звонить с трех телефонов на радио. Дозвонились уже после окончания эфира, но нам дали контакты и сказали, к кому обратиться. Я подал рапорт, и был принят на прохождение отбора.

Расскажите, как проходил отбор. Самое важное для космонавта, наверное, здоровье и крепкие нервы?

– Не только здоровье. Важно все: личные качества, эрудиция, кругозор, знание языков. Космонавты общаются с самыми разными людьми – от школьников до глав государств. Каждый раз, выступая на конференциях и собраниях, мы представляем нашу страну и всю российскую космонавтику.​

Контент недоступен

Что вы чувствовали во время первого полета в космос?

– Первая мысль, когда оказался в открытом космосе: «Неужели?» Несколько секунд я смотрел в иллюминатор, и меня охватывал немой восторг – наша планета такая красивая! Эмоции зашкаливали. После стыковки командир экспедиции Крис Хатфилд позвал меня в модуль Cupola, мы какое-то время молча смотрели на Землю, а потом я произнес: «Не могу поверить, что я здесь». «Я тоже», – ответил он.

С тех пор я взял себе за правило – каждый день перед сном на десять минут «ходить» в Cupola и смотреть на нашу планету. Без фотоаппарата или видеокамеры. Только я и Земля.

Сына вы уже «заразили» любовью к космосу?

– Да, Саша желает быть космонавтом-поваром. Даже рисунок по этому поводу имеется.

Фото: Александр Мисуркин
Фото: Александр МисуркинИсточник: Migration

Я, конечно, поддерживаю его желание летать. Если сын выберет этот путь, буду очень рад.

Каких принципов воспитания вы придерживаетесь? Вы вообще строгий папа?

– Считаю себя далеко не идеальным родителем, так как уделяю детям не так много внимания, как хотелось бы. В те моменты, когда я не занят работой, стараюсь донести до их сознания мысль, что пока они маленькие, у них есть возможность попробовать себя в самых разных делах: спорте, музыке, рисовании. У детей есть время развиваться и расти над собой. Важно только поверить в свои силы и не плыть по течению. Нужно определиться, чего хочешь, а потом получать знания, навыки, иметь активную жизненную позицию, постоянно идти к намеченной цели.

Какое качество самое главное на пути к цели?

– Если выразить одним словом, то это – дерзновение. Конечно, от слова «дерзать», а не «дерзить». Помню, в военкомате я все никак не мог пройти терапевта – у меня ни с того ни с сего повышалось давление. В итоге я взял и на свой страх и риск заполнил графу с показателями. С наглым видом пришел на медкомиссию, а дедушка, который принимал документы, ничего не заметил. Уже в училище, когда я повторно проходил обследование, все показатели здоровья были в норме. Это я к тому, что иногда на пути к мечте надо быть смелым и не бояться брать на себя ответственность. Дерзайте!