В издательстве «Никея» вышла книга семейного психолога и мамы одиннадцати детей Екатерины Бурмистровой «Образовательный невроз? Как выбрать школу и не сойти с ума».
В ней вы найдете ответы на вопросы: какие обстоятельства надо учитывать при выборе школы, как определить, готов ли дошкольник к учебе и надо ли помогать ему в подготовке, отправляя на специальные курсы...
В отдельной главе автор разбирает, на что необходимо обратить внимание родителей детей с особенностями (коих сейчас очень много): проблемами с речью, задержкой или опережением в развитии, слишком медлительных и так далее.
С разрешения издательства мы хотим познакомить вас с отрывком о «быстрых» (возбудимых) детях, в котором Екатерина Бурмистрова рассказывает, как подготовить таких детей и себя к первому классу.
«Быстрые» (возбудимые) дети
Эти дети — противоположность «медленным». Они с рождения устроены так, что им очень сложно останавливаться, успокаиваться, слушать, сидеть на месте. У таких детей, как правило, есть минимальные физиологические нарушения, но не диагностирован синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).
Сейчас, правда, СДВГ называют все, что выходит за рамки нормы.
На самом деле есть дети, у которых нет СДВГ, — это просто возбудимые дети, которые находятся на противоположном полюсе от «медленных».
Ребенок с СДВГ и «быстрый» ребенок: в чем разница?
Ребенок с гиперактивностью никогда не может сосредоточиться ни на чем более чем на две-три минуты. У «быстрого» ребенка даже при очень высокой возбудимости могут быть занятия, которыми он способен заниматься часами. Он вполне может воспринимать на слух длинные тексты, но не может сидеть на месте ровно — слушая, он прыгает, ходит, меняет положение, но при этом, в отличие от гиперактивного ребенка, он сосредоточен на том, что ему читают.
Он в состоянии регулировать свое внимание — хотя надо понимать, что до семи лет произвольное внимание в любом случае еще не созрело.
«Быстрый» ребенок: как понять, что это ваш случай?
Обычно у этих детей всегда какие-то особенности в первый год жизни, связанные с трудностями сна. Как правило, они плохо спят в первый год или, скажем, до трех месяцев спят хорошо, а дальше начинаются сложности: их невозможно укачать, уложить, а к трем годам эти трудности проходят и начинаются другие.
Про «быстрых» возбудимых детей в семье всегда есть куча историй, как они куда-то залезли, откуда-то упали, неожиданно вышли на сцену и что-то рассказали и так далее.
Кстати, очень часто у «быстрых» детей есть выраженный компонент демонстративности — они еще и актеры.
Особенности такого рода должен диагностировать психолог или невролог, поэтому, если у вас есть вопросы и подозрения, лучше им показаться.
Как правило, с этими детьми родителям очень трудно — им постоянно нужно организовывать развивающую интересную среду.
У «быстрого» ребенка все ускорено — у него быстрая речь, иногда смазанная, но иногда очень хорошо интонированная; быстрый темп деятельности, но им сложно удерживаться на одном деле; у них может скакать внимание, но при этом не видно, что у ребенка сложности.
По «медленному» ребенку видно, что это проблема, а «быстрые» обычно, наоборот, схватывают на лету, быстро соображают. Такие дети чаще всего плохо вписываются в коллектив — у них могут возникать проблемы с правилами, в том числе социальными. Их темперамент не дает им сидеть на месте. Если в семье все подстраиваются под них, а не они — под правила семьи, такие дети не учатся прислушиваться к другим людям, регулировать свой темп.
К тому же в дошкольном возрасте регулировать свой темп фактически невозможно. Считается, что в 5-5,5 лет дозревают определенные структуры головного мозга, дозревает корковый контроль, снижается общее возбуждение нервной системы, и ребенок в целом становится более управляемым, у него меньше срывов, меньше истерик.
Но у «быстрых» детей в принципе больше истерик, и они не уходят к 5,5 годам. Естественная стабилизация полностью не наступает.
«Быстрые» дети сами от себя устают. Они выматываются к вечеру, и оттого, что выматываются, еще больше возбуждаются, им сложнее заснуть.
При этом очень часто, если интеллектуальные способности не нарушены, такой ребенок много всего хочет.
Медленный» скорее, как бы соглашается, присоединяется, а «быстрый» хочет все, он экстраверт. Он хорошо знает, что происходит вокруг, чем занимаются другие дети, и часто сам инициирует ту нагрузку, от которой сам же устает и возбуждается.
Обычно такие дети очень плохо реагируют на замечания. Поскольку в их поведении есть демонстративный компонент, они считают, что замечание — это критика не каких-то их действий, а их самих. Кроме того, у них, как и у других дошкольников, работает установка: «Тот, кто говорит, что я неправильно делаю, меня не любит, он плохой».
У возбудимых детей реакция на критику очень сильно выражена. Они искренне не понимают, что они делают не так, не видят свое возбуждение, и еще и поэтому не могут его контролировать.
Ребенок не может отделить себя от симптома — он просто так живет.
«Быстрый» ребенок идет в школу. Что делать?
Очень неудобно быть родителем возбудимого ребенка, особенно когда он идет в первый класс.
Мамам и папам нужен крепкий защитный панцирь, потому что неопытным педагогам кажется, что их ребенок просто плохо воспитан.
Они регулярно слышат от учителя: «Вы ему объясните, что так нельзя себя вести на уроке», «Скажите ему, чтобы он так не делал».
В ситуации стресса «медленный» ребенок затормаживается, а «быстрый» ускоряется. И если «медленный» ребенок на перегрузку реагирует тем, что вообще впадает в полный ступор и перестает что-либо делать сам, то перегруженный возбудимый ребенок идет вразнос на переменах и дома вечерами. У него эмоциональные всплески, истерики и прочие неконтролируемые реакции. Если «быстрого» ребенка удается загнать в класс, чтобы он сносно сидел 35 минут урока на подготовке, то в перерывах между занятиями он гиперактивен.
Как помочь замедлиться?
Несмотря на то что научить «быстрых» детей полному контролю над собой невозможно, есть некоторые вещи, которые могут очень сильно облегчить жизнь родителей. Во-первых, очень важно говорить самому ребенку об этой возбудимости как об отдельной вещи, а не о части ребенка.
Не «у тебя шило в попе и вообще ты психованный, с тобой нигде невозможно находиться», а «у тебя возбудимость, сейчас на тебя влияет твоя импульсивность, непоседливость».
В такой формулировке мы говорим об этой ситуации не как о качестве ребенка, которое ему внутренне присуще, а как об отдельном внешнем явлении, которое мешает жить.
«У тебя есть возбудимость. Это не ты сам — с тобой все хорошо, но у всех свои трудности. Нужно, чтобы эта возбудимость не мешала тебе жить».
Дети, скажем, пяти лет очень хорошо воспринимают такую информацию. Постарайтесь аккуратно подобрать слова, которые не будут негативно окрашены.
В этом смысле хороши профессиональные термины — «возбудимость», «эмоциональность», «импульсивность», это звучит гораздо лучше, чем «невменяемость», «бешенство» — ребенок уже наверняка слышал такие слова по отношению к себе, а «импульсивность» будет звучать благородно.
При этом важно не перейти грань, за которой ребенок будет считать, что его импульсивность сама виновата во всем, что с ним происходит, а он вообще ни при чем.
«Быстрым» детям обязательно нужен спорт — физические нагрузки, работа с командой, с тренером, девочкам — танцы, гимнастика.
Идеальны командные виды спорта. Их необходимо лет с пяти отдавать в жесткие внешкольные структуры — кружки, секции, желательно спортивные, танцевальные. Им нужно встраиваться в эту систему группового занятия с одним педагогом и приобретать ощущение, что надо себя держать в рамках, хоть это и трудно.
В принципе в течение года с 5 до 6 лет можно «окультурить» такого «быстрого», возбудимого ребенка. Но это не должны быть индивидуальные занятия с тренером или педагогом — обязательно занятия в группе.
У «быстрых» детей могут быть серьезные проблемы с дисциплиной на подготовке к школе, но как раз для них подготовка обязательна, причем не по содержанию, а по форме.
Они могут быть хорошо развиты, знать уже в 4 года все то, чем занимаются на подготовке, но им нужно научиться двигаться в рамках коллектива сверстников и понимать, что вокруг есть что-то, что с ними не связано, подчиняется не им.
Кроме того, им нужно видеть, как эта самая возбудимость мешает им учиться, и пытаться самим что-то с этим делать. Но родители очень часто таких детей либо не отдают на подготовку, либо устраивают им индивидуальное обучение на дому в соответствии с уровнем их интеллектуальных способностей и этим еще переразвивают интеллект, который у них и так может быть опережающим, но при этом дисциплина и умение работать в общем ритме у ребенка никак не растут.
Конечно, бывают возбудимые дети, у которых с интеллектом не меньше проблем, чем с самоконтролем.
Это те, кому достается меньше внимания родителей, кому не повезло с педагогом, у кого более грубое возбуждение нервной системы, и те, на чьи проблемы просто не обращали внимания.
Они-то как раз и являются нарушителями спокойствия и головной болью для родителей еще до школы, а уж в школе это самые сложные дети, потому что система образования в принципе не любит учить возбудимых детей. Возбудимые дети очень неудобные.
«Медленные» дети тоже неудобные для системы, но они хотя бы тихие: они тормозятся от стресса и сидят себе, может, тихо плачут, и если они и устраивают истерики, то скорее своим родителям, а не педагогам.
А «быстрый» ребенок может быть очень неудобным и в коллективе.
Он просто физически не способен сидеть на одном месте, поэтому он может постоянно вставать, подходить к учителю, говорить: «А меня спросите!»
Таких первоклассников много. Обычный необученный ребенок после второго-третьего раза понимает, что этого делать не надо, а возбудимый понимает, но не может не делать. У него как бы страдает блок контроля.
Важно понимать, что «Перестань немедленно так делать!» не работает: он не может перестать.
Читайте также: «Ты — мама троечника, и все знают, как тебе заниматься ребенком». Ирина Лукьянова — о гиперактивных детях
Смотрите наши видео