В 2018 году Россия заняла во Всемирном индексе благотворительности (разработан английской компанией Charities Aid Foundation) 110 место, поднявшись на 28 пунктов за период с 2010 по 2018 год. Хотя рейтинг говорит, что страна сделала рывок в вопросах помощи другим, к сожалению, пока мы не можем похвастаться вовлеченностью большого процента населения в благотворительность. Исправить ситуацию стараются специальные фонды и медийные персоны, которые рассказывают и демонстрируют личным примером, что помогать другим — это нормально.
В последние годы все больше людей стараются эпизодически или регулярно подключаться к благотворительности и привлекать к ней детей. Но как лучше это делать?
С какого возраста и какие темы можно обсуждать с ребенком, чтобы не травмировать его психику? Какие способы благотворительности доступны малышам, а какие — подросткам? Будет ли ребенок вовлечен в благотворительность, если решит помогать деньгами?
Об этом и многом другом мы поговорили с Наталией Клипининой, психологом фонда «Подари Жизнь», а также Екатериной Кургановой и Юлией Плаксиной, мамами девочек-подростков, которые не раз участвовали в благотворительных акциях.
В каком возрасте знакомить ребенка с благотворительностью?
«Помощь другим, причем безвозмездная — это прекрасно, ребенок должен понимать это с самого детства», — считает Екатерина Курганова, мама 15-летней Вари.
Психолог Наталия Клипинина придерживается той же точки зрения: чем раньше дети узнают о благотворительности, тем быстрее эта тема перестанет носить для них оттенок чего-то непонятного и необычного. Это подтверждено опытом европейских стран, которые ушли в этом вопросе сильно вперед.
«В Норвегии каждый год проходит фестиваль «Дни шизофрении». Он объединяет в себе несколько событий: медицинскую конференцию для специалистов, площадку для волонтерских и социальных проектов, ряд программ, направленных на повышение уровня толерантности к людям с различными психическими расстройствами. Некоторые мероприятия проходят в детских садах и школах.
На занятия к учащимся приходят специально обученные люди, которые рассказывают, что такое эпилепсия, и показывают, как дети могут помочь своим сверстникам, если у тех случился приступ, — рассказывает Наталия Клипинина. — Также в эти дни актеры разыгрывают эпилептические приступы и панические атаки на разных маршрутах общественного транспорта, чтобы посмотреть реакцию людей на случившееся и тут же обучить их правильному поведению в таких ситуациях. Подобные мероприятия проходят в Норвегии регулярно.
И скандинавское общество считается одним из самых образованных и терпимых по отношению к людям с психическими расстройствами. Здесь подойти и помочь человеку, если он отличается от тебя, — это обычное дело».
Схема норвежцев, направленная на знакомство детей с проблемами людей с психическими расстройствами, показала, что воспринимать информацию на эту тему готовы даже малыши. Важно просто выбрать подходящий для них способ подачи важных фактов — через игру, творчество, беседу и т.д.
То же самое и с благотворительностью. Стоит только начать, подобрать правильные слова, и ребенок включится в процесс.
Что делать с опасениями, что тема благотворительности может ранить?
«Чтобы не ранить малыша, начинайте разговор о благотворительности и саму помощь с чего-то малого. Например, напишите коллективное письмо от всего класса для долго болеющего одноклассника, — советует психолог. — Дальше можно двигаться от обычных вещей к более серьезным, наблюдая за реакцией ребенка. Каждый случай индивидуален.
Дети, как и взрослые, по-разному справляются с переживаниями. Кто-то готов поддерживать наиболее сложные и уязвимые категории больных, а кто-то остановится на приютах для животных... Здесь важно быть чутким и следовать за малышом». Углубляясь в тему благотворительности, невозможно обойтись без разговора о смерти и страдании, и рано или поздно момент, когда ребенок спросит родителей об этом, настанет. Не надо избегать таких обсуждений, но и не стоит слишком концентрироваться на этих темах.
Лучше сделайте акцент на том, что именно от наших усилий во многом зависит выздоровление больного.
Юлия Плаксина, мама 17-летней Сони, когда ее дочка училась в шестом классе, связалась с фондом «Подари жизнь», чтобы организовать для ребят «Уроки доброты» (когда волонтер фонда приходит на встречу с детьми, где рассказывает о благотворительности и о том, как дети могут помочь ровесникам, которые сражаются с опасными болезными).
Посмотрите, каким фразам стоит научить ребенка:
До этого Юлия как участник родительского актива класса устраивала ребятам развлекательные мероприятия: выезды на экскурсии, выставки и прочее. А 4 года назад, посоветовавшись с другими мамами и папами, решила, что подросткам пора не только веселиться, но узнать, как они могут быть полезны своим сверстникам. «Мероприятие прошло на удивление хорошо и спокойно. Даже взрослые, которые присутствовали на нем, узнали для себя много нового. Дети задавали вопросы, многие расчувствовались... О том уроке не было ни одного отрицательного отзыва.
Единственное, несколько родителей еще на этапе, когда мы обсуждали приглашение волонтера в класс, отказались приводить на этот урок своих детей. И мы уважаем это право. Остальные ребята после мероприятия подписывали открытки с пожеланиями выздоровления для маленьких пациентов», — рассказывает Плаксина.
После этого девочка вместе с одноклассниками несколько раз собирала коробки с игрушками, которые отправлялись в больницы.
Сейчас Соня продолжает участвовать в жизни фонда. Вместе с другими ребятами при кураторстве сотрудников «Подари жизнь» девочка разрабатывает игротеку в Zoom для подопечных фонда. На вопрос, общается ли девочка с болеющими ребятами напрямую, Юлия дает отрицательный ответ. «Сотрудники фонда не рекомендуют сближаться с подопечными. Ведь подростки могут привязаться к ним, испытывать чувство боли.
Дочке объяснили, что волонтеры должны не только помогать, но уметь самосохраняться, иначе тяжелые переживания разрушат их. И помощь потребуется уже волонтерам, а не только подопечным», — делится Юлия. Вместе с тем не стоит забывать, что помощь другим бывает целительна для того, кто ее оказывает. «Когда мы кому-то помогаем, это вселяет веру, что и нас не оставят одних, если случится беда», — объясняет психолог. Важно во всем соблюдать баланс. И искать такие варианты благотворительности, которые подходят именно вам.
Какие варианты благотворительности доступны детям?
Первый, один из нетравматичных способов, который учит думать о других, — предложить ребенку сделать поделку или открытку с добрыми пожеланиями и отправить ее тем, кто оказался в беде.
Есть вариант организовать в школе благотворительную ярмарку, на которую дети сами смастерят поделки, приготовят угощения, отберут игрушки, с которыми не жалко расстаться. Затем продадут все это и вырученные деньги отдадут нуждающимся.
Принимая участие в таких акциях, дети чувствуют, что вносят свой вклад во что-то важное.
Когда вы закупаете вместе с ребенком в августе или в сентябре принадлежности для учебы, расскажите, что некоторые школьники в новом учебном году будут заниматься не в классах, а в больничных палатах, и предложите вашему школьнику выбрать несколько канцелярских мелочей для маленьких пациентов.
Часто перед 1 сентября в торговых центрах стоят ящики, в которые можно сложить купленные товары. Обычно дети охотно подключаются к таким задачам. Еще один вариант помощи — предложить всему классу собрать «Коробки храбрости».
«О «Коробках храбрости» дочка впервые узнала, изучая сайт фонда «Подари Жизнь». Они вместе с другом готовились к научной конференции в лицее. Темой работы было волонтерство и помощь другим. Как раз в этой работе она и рассказывала о «Коробках храбрости». Суть этой акции в том, чтобы собрать для детей, которые лежат в больнице с онкологическими заболеваниями и вынуждены ежедневно проходить болезненные процедуры, набор игрушек, которые станут для них наградой за проявленную смелость в лечении», — рассказывает Екатерина Курганова, мама 15-летней Вари.
После защиты работы девочка при поддержке педагога Зарены Владимировны Животовой и волонтеров фонда организовала в своей школе акцию — на ней ученикам лицея удалось собрать 8 машин игрушек.
Не стоит отказываться от такого варианта помощи как денежное пожертвование. Не все считают, что это самый подходящий вариант для детей, однако не стоит быть в этом вопросе слишком категоричными.
«Если школьник захочет бросить в ящик для пожертвований часть своих карманных денег, то он безусловно будет вовлечен в благотворительность, — объясняет Наталия. — Важно, чтобы это была сумма, с которой ему не жалко расстаться. Пусть она будет незначительной, но ребенок не должен испытывать при этом дискомфорт»
Одно из препятствий, которое мешает людям принимать участие в благотворительности, — убеждение, что они должны внести какие-то большие деньги или полностью оплатить лечение, иначе и начинать не стоит. Но практика фондов показывает, что даже самое мизерное пожертвование лучше, чем ничего. Поощряя желание ребенка бросить в ящик пару монет, мы боремся со стереотипом «значимы только большие суммы», и показываем, что помочь может каждый!
Посмотрите, чего вы не увидите в счастливых семьях:
Конечно, детская благотворительность не должна сильно затрагивать финансовые потоки родителей, чтобы в семье не возникали конфликты на этой почве и, следовательно, не формировались негативные установки относительно помощи другим. Именно поэтому большинство психологов советуют начинать с форм помощи, не связанных с материальной составляющей, которые мы перечислили выше.
Стоит ли рассказывать о том, что помогаешь другим?
Благотворительность любит тишину — правда ли это? Надо ли рассказывать друзьям и знакомым, что ты регулярно или разово помогаешь фондам? Психолог Наталия Клипинина считает, что это безусловно выбор каждого — делиться или нет тем, что ты помогаешь. «Есть благородные и одновременно скромные люди, которые не хотят афишировать свою помощь. Уверена, что у них есть на то свои причины. А есть другие люди, например, артисты, которые, столкнувшись с какой-то проблемой и проникнувшись ею (например, у них в семье заболел ребенок), начинают делиться своими сложностями на широкую аудиторию, привлекая таким образом внимание к проблеме. Рассказывать, что все поправимо!
И обычные люди, которые попали в такую же ситуацию, уже не чувствуют себя такими одинокими, как раньше. Они знают, что им помогут.
Ведь сейчас многие болезни излечимы, это лишь вопрос денег. И это прекрасно, когда публичная личность или любой другой человек находит в себе силы доносить до общества суть вопроса и говорить, что помогать не стыдно», — объясняет Наталия.
Екатерина Курганова поддерживает эту позицию: _«Помните мультфильм «Говорящая рыба» из нашего детства? Там была такая гениальная фраза: «Делай добро и бросай его в воду». Мне кажется, этим и надо руководствоваться, помогая другим.
Что касается того, узнают ли об этом другие, — в этом есть свой плюс. Многие элементарно стесняются чего-то хорошего. Просто-напросто не приучены помогать другим. У них есть возможность и самое главное — желание, но им нужен кто-то, за кем они подойдут. Или правильнее сказать — к кому присоединятся».
Юлия Плаксина раньше относила себя как раз к тем, кто не любит афишировать свое участие в добрых делах. Вместе с мужем они несколько лет являются волонтерами центра реабилитации временно бездомных животных «Юна» — помогают пожертвованиями, выезжают на мероприятия фонда, чтобы быть на подхвате по другим вопросам.
«Наверное, нас так воспитывали: раньше было не принято кричать о том, что ты помогаешь. И долгое время я придерживалась этой позиции. А потом услышала, как Константин Хабенский в одном из интервью говорил, что рассказывать, что мы помогаем, важно и нужно. Не для того, чтобы преподнести себя, а для того, чтобы обозначить такую возможность. Подать пример другим. Когда человек слышит, что в благотворительности участвуют не только звезды, которые зарабатывают большие деньги, но и твой сосед, то он начинает интересоваться и включаться в это дело», — убеждена Юлия.
По сути, то, что говорит Юлия, и есть главная задача, над которой работают и фонды, и медийные личности, — сделать благотворительность нормой.
Конечно, каждый человек должен прийти к этому самостоятельно. Важно, чтобы мы и наши дети хотели помогать не из-под палки или потому что это делают все, а из искреннего желания поддержать того, кому сейчас плохо.
Когда добрые дела войдут в жизнь отдельного человека и его семьи и станут такой же обыденностью, как утренняя гигиена или рабочая рутина, мы сможем говорить о формировании культуры благотворительности в целом.
Читайте также: «Детям со spina bifida можно помочь»: как российский нейрохирург проводит уникальные операции
Смотрите интересный ролик