Ученые из Лундского университета (Швеция) провели эксперимент с участием шестимесячных младенцев. Исследователи приходили к малышам домой и играли с ними, используя разные подходы: либо как в зеркале повторяли все действия детей и изменения выражения их лиц, либо имитировали только их движения, не меняя выражение своего лица, либо просто отвечали на действия детей соответствующими действиями.
Оказалось, что младенцы отлично понимают, когда взрослый их передразнивает, и им это нравится. Когда исследователи работали в качестве «зеркала», малыши дольше смотрели на них, улыбались им и стремились к ним приблизиться.
«Получается, что передразнивание младенцев — эффективный способ привлечь их внимание и сблизиться с ними. Матери малышей были очень удивлены, видя, как их дети радостно играют в дразнилки с незнакомцами», — рассказала ведущий автор исследования Габриэла-Алина Сочич.
Во время таких имитационных игр младенцы также проявляли признаки так называемого «тестирующего поведения», то есть проверяли границы дозволенного. Например, если ребенок стучал по столу, а исследователь повторял это действие, малыш, как правило, затем еще несколько раз хлопал по столу, внимательно следя за реакцией взрослого.
Даже если на лице взрослого не отражалось никаких эмоций, дети обычно все равно распознавали, что их передразнивают, и начинали тестирование. Это означает, что полугодовалые младенцы прекрасно осознают связь между собственным поведением и поведением окружающих, пояснила Сочич.
Кроме того, судя по всему, во время имитационных игр дети узнают о культурных нормах и учатся взаимодействовать с другими людьми, поэтому родителям стоит почаще передразнивать своих младенцев, считают ученые.