Практически ежедневно в школе, спортивной секции, в кружке - да в любом коллективе - ребенок участвует в гласном или негласном состязании. Конкурсы, рейтинги лучших учеников, олимпиады... Станут ли эти соревнования хорошим стимулом или, наоборот, демотивируют- зависит прежде всего от взрослых.
В любом состязании есть одна загвоздка: оно делит участников на победителей и побежденных. Причем победителей всегда единицы, а проигравшие сливаются в серую массу. Каждый ребенок хотел бы быть лучшим, стать «звездой». Но очень часто лавры достаются кому-то другому.
Однако не стоит опасаться, что участие в состязании не принесет вашему ребенку желаемой победы и негативно скажется на его самооценке. Ее формируют вовсе не победы и поражения в детских соревнованиях, а кроме того, как показывает практика, «поражения» куда больше смущают родителей, чем детей.
Родителям стоит помнить, что для ребенка состязание - это прежде всего увлекательная игра. Он ничем не рискует, ничего не может потерять и уж тем более не должен никому ничего доказывать. Поддержите в своем малыше здоровый азарт, увлеченность заданием, и он всегда будет только выигрывать, даже если не будет каждый раз оказываться в числе победителей.
Приняв вызов, участники соревнования мобилизуются, учатся концентрировать внимание на достижении поставленной цели, проявлять волю и творческие способности. Сможет ли ребенок благодаря участию в состязании открыть что-то новое в себе и окружающем мире? Станет ли игра дополнительным стимулом сделать что-то как можно лучше? Это зависит от организаторов и родителей в равной степени.
Яркий пример состязания, в котором не было проигравших, - недавний конкурс детского рисунка «Письмо. XXI век», который проводился Национальной почтовой службой Mail.Ru и Государственной Третьяковской галереей. В конкурсе участвовали ученики «Детской студии Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке» 4 - 14 лет.
Организаторы предложили ученикам студии представить себя веб-дизайнерами и разработать шаблоны, с помощью которых пользователи Mail.Ru могли бы оформлять свои электронные письма. Конкурсные работы оценивала комиссия, в которую вошли народный художник России Сергей Андрияка, художник и кандидат педагогических наук Татьяна Селиванова, а также представители организаторов. Жюри предстояло выбрать, какие из представленных конкурсантами шаблонов войдут в коллекцию Mail.Ru и станут доступны миллионам пользователей популярного почтового сервиса и их адресатам.
В итоге были признаны лучшими две работы - «Акварель» Веры Сафроновой (9 лет) и «Кот на дереве» Ани Коробко (9 лет). Их шаблоны вошли в коллекцию Mail.Ru наравне с работами профессиональных дизайнеров. Специальными призами были отмечены и другие участники конкурса. Проигравших в конкурсе не было.
Стоит отдать должное организаторам и педагогам студии: С.П. Зубовой, В.А. Мирошник, В.М. Бялик, Е.И. Романовой и И.В. Герасимову. Значительный акцент был сделан не на состязании, а на образовательном компоненте конкурса. Участники (и их родители!) узнали много нового об истории почты, о том, как устроена современная электронная почтовая служба, о современных правилах переписки. Кроме того, шаблон для красочного оформления электронного письма - это принципиально новый «жанр», с которым ученикам студии до сих пор не доводилось сталкиваться.
Основные усилия конкурсантов в конечном счете оказались направленными вовсе не на то, чтобы победить, а на решение новой, необычной и оттого захватывающей задачи. И все конкурсанты с этой задачкой справились на отлично.