НовостиСтатьиБеременностьРазвитие

Эксперт рассказал, о чем говорят российские дети по телефону доверия

17 мая 2012,источник: «РИА Новости»
МОСКВА, 17 мая - РИА Новости. Ежедневно один консультант-психолог детского телефона доверия в РФ получает от 50 до 200 звонков: детей волнуют, в первую очередь, взаимоотношения с взрослыми и ровесниками, а родителей - здоровье и образование их чад, рассказал РИА Новости заведующий сектором дистанционного консультирования детского телефона доверия Московского городского психолого-педагогического университета (МГППУ) Алексей Коджаспиров.

Международный день детского телефона доверия отмечается ежегодно 17 мая. Инициатива отмечать этот день в России принадлежит Национальному фонду защиты детей от жестокого обращения, создавшему в 2007 году Российскую ассоциацию детских телефонов доверия.

Позвони мне, позвони

Детский телефон доверия МГППУ работает в столице почти 4 года — с 1 сентября 2008 года. А с 2010 года специалисты московской службы психологической помощи детям присоединились к единому общероссийскому телефону доверия для детей, подростков и их родителей.

Первое место в числе проблем, с которыми дети не могут разобраться самостоятельно — отношения с родителями. «По статистике, в наибольшей степени мы сталкиваемся с проблемами детско-родительских отношений — это 22-23% от общего количества звонков. На втором месте — взаимоотношения с ровесниками — около 18% звонков, третье место делят между собой две группы проблем — учеба и взаимоотношения с противоположным полом — в среднем по 9%», — говорит Коджаспиров.

По его словам, звонков, связанных с насилием над детьми, всевозможными видами зависимостей (от алкоголя или наркотиков), а также здоровье детей — около 5% запросов по каждой группе.

Коджаспиров подчеркнул, что в каждую из перечисленных категорий звонков входят до 15 различных видов типичных конфликтов. «Например, если мы возьмем детско-родительские отношения — речь может идти не только о конфликте родителей и детей, но и о потере родительского авторитета, переживание развода родителей, проблемы неполных семей и так далее», — пояснил эксперт.

Пользователями детского телефона доверия в основном являются подростки от 11 до 16 лет. «Правда, самому юному абоненту, который к нам обращался, было всего 4,5 года. Ребенок нуждался в поддержке — мама ушла в магазин, и он просто испугался и общался с психологом до тех пор, пока она не вернулась», — рассказывает Коджаспиров.

Несмотря на то, что телефон рассчитан не только на детей, но и на родителей, а также учителей — взрослые в службу анонимной помощи звонят редко. «Нам звонят зачастую только дети — около 75% от общего числа звонков, и лишь около 15% обращений проступает от родителей и педагогов. Хотя у родителей, как правило, всегда есть повод для беспокойства. На первом месте у взрослых — семейные проблемы, следом идут здоровье ребенка и образование», — говорит Коджаспиров.

Серьезные проблемы

Зимой интерес СМИ к теме детских и подростковых суицидов возрос. Однако специалистам телефона доверия редко приходится останавливать детей от рокового шага. «К счастью, у нас суицидальных обращений не так уж и много, около 0,5% от общего количества звонков. За последний год мы получили 93 кризисных звонка, когда дети не знали, что делать в той или иной ситуации. В половине случаев у ребенка уже были сформированы суицидальные намерения и мысли. Обращений по текущему суициду в этом году у нас не было. Годом ранее было два таких случая», — отметил Коджаспиров.

По его словам, заученной схемы взаимодействия в подобных ситуациях нет. «Она индивидуальна и зависит от эмоционального состояния ребенка, его взаимоотношений с ближайшим окружением, его мировоззрения. Первая задача психолога на телефоне — снять стрессовое, аффективное состояние, которое довело ребенка до крайнего состояния. Главное, чтобы он успокоился, ведь только после этого с ним можно будет говорить. На втором этапе важно объяснить ребенку, что суицид — не лучший способ решения проблемы», — говорит Коджаспиров.

В кризисных обращениях временной лимит не ограничен, и разговор будет продолжаться столько, сколько потребуется — от полутора до трех часов, отметил эксперт.

Лишние звонки

Психологи-консультанты детского телефона доверия нередко сталкиваются и с забавными звонками, чаще всего их «развлекают» взрослые. «Во-первых, нас достают пранкеры — профессиональные телефонные хулиганы, которые пытаются всячески вывести консультантов из равновесия. Нередко нам звонят, чтобы получить справку, потому что наша служба бесплатная, и к тому же круглосуточная. Звонят взрослые люди и требуют от нас информацию — от расписания движения поездов дальнего следования вплоть до организаций по поддержке пенсионеров», — рассказал Коджаспиров.

Эксперт отметил, что для коллектива детского телефона доверия организована целая служба поддержки, защиты их от профессионального «выгорания». «Работа действительно тяжелая, количество совершенно разных обращений в течение дня велико. Мы поддерживаем наших специалистов, начиная с супервизорской работы, когда происходит анализ и разбор сложных ситуаций, вплоть до личной терапии», — отметил он.

Детский телефон доверия МГППУ работает как по общероссийскому (8-800-2000-122), так и по московскому (8 (495) 624-60-01) номерам.

В настоящее время во всех субъектах РФ работает 232 службы детского телефона доверия под единым общероссийским номером. За первый квартал этого года на телефон доверия поступило более 250 тысяч обращений. Конфиденциальность и бесплатность — основные принципы работы детского телефона.