Студенты после окончания российских вузов в рамках обновленной системы высшего образования будут называть специалистами, заявил «РИА Новости» вице-премьер Дмитрий Чернышенко.
«Они будут специалистами в различных областях. И самое важное, что эти специалисты будут ориентированы на те потребности, которые есть в нашей экономике», — добавил он.
Контрольные цифры приема по программам среднего профессионального и высшего образования и структуру подготовки кадров синхронизируют с тем спросом, который есть в регионах, сообщил вице-премьер. По его словам, все изменения в системе высшего образования будут комфортными и незаметными для студентов.
С 2025 года, по словам Чернышенко, можно будет получить диплом о высшем образовании в электронном формате наравне с бумажным. Статус такого диплома будет как у обычного, при этом у студентов будет право выбора, в каком формате получать документ.
Отмена бакалавра
В мае этого года замминистр науки и высшего образования Константин Могилевский отмечал, что реформа высшего образования не повлияет на выпускников, которые ранее уже получили дипломы степени бакалавра. По его словам, их документы сохранят свой вес.
«Их дипломы сохранят свой вес, ведь стоящие за ними знания никуда не делись — работодатели это прекрасно понимают. Речь идет о новой точке отсчета в развитии национальной системы образования», — заявил замминистра.
Реформе образования предшествовало исключение всех российских вузов из Болонской системы, в июне 2022 года об этом сообщили в Минобрнауки. О своем решении Болонская группа объявила еще в апреле того же года.
«11 апреля Болонская группа объявила решение прекратить представительство России и Республики Беларусь во всех структурах Болонского процесса», — заявил замглавы Минобрнауки Дмитрий Афанасьев.
Вскоре Валерий Фальков заявил о намерении ведомства разработать свою собственную систему высшего образования, в основу которой будут заложены «интересы национальной экономики». Он призвал относиться к Болонской системе, как к «прожитому этапу».
Затем уже Владимир Путин во время послания Федеральному собранию предложил вернуться к истокам. Глава государства заявил, что в российском образовании назрели существенные изменения с учетом новых требований во всех сферах жизни.
Итогом дискуссий стал президентский указ о запуске пилотного проекта по реформе высшего образования в 2023–2026 учебных годах в шести российских вузах.
Участниками эксперимента стали: Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта, Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС», Московский педагогический государственный университет, Санкт-Петербургский горный университет и Национальный исследовательский Томский государственный университет.
Для вузов-участников эксперимента установлены следующие уровни:
- базовый (срок освоения — четыре-шесть лет);
- специализированный (магистратура — один-три года, ординатура, ассистентура-стажировка),
- аспирантура — отдельно выделенный уровень профессионального образования, направленный на подготовку научных и научно-педагогических кадров.
Вузы-участники проекта начиная с 2023 года каждые полгода до 10 июня и до 10 января обязаны представлять в Минобрнауки доклад о ходе проведения эксперимента.
Электронный диплом
В феврале этого года стало известно, что в правительстве решили продолжить эксперимент по формированию дипломов и аттестатов в цифровом виде. Рособрнадзор, согласно постановлению, до конца 2024 года должен обеспечить ввод в эксплуатацию Единого реестра цифровых документов об образовании.
Запуск этой платформы планируется в рамках эксперимента, который стартовал в 2022 году. Сервис «Цифровые документы об образовании онлайн» должен обеспечить онлайн-доступ через портал госуслуг к юридически значимым электронным документам об образовании (аттестатам и дипломам).
Среди преимуществ перехода на электронный формат в ведомстве называли:
- упрощение выдачи документов об образовании,
- сокращение расходов, связанных с оформлением бумажных бланков,
- минимизация рисков подделки документов об образовании.
Выпускники будут иметь постоянный онлайн-доступ к своим документам об образовании, использовать их дистанционно при трудоустройстве или поступлении в вуз, отмечали в ведомстве. В таком формате документ не требуется восстанавливать при утере или порче, как в случае с бумажным аналогом.
В 2023 году к эксперименту, помимо школ, присоединились колледжи и вузы. Цифровые документы не имели юридической силы и не подлежали выдаче выпускникам. В 2024 году к уже участвовавшим на прежних этапах пилота школам, колледжам и вузам добавляются учреждения дополнительного образования. Выросло число остальных участников: 277 школ, 260 колледжей, 61 вуз (среди них крупнейшие — МГУ, МГТУ им. Баумана, МПГУ) и 225 учреждений дополнительного образования.
Новый раунд предусматривает в три этапа. Первый (с 15 марта по 31 мая) предполагал создание механизма формирования цифровых документов посредством запуска их Единого реестра, он будет работать в тестовом режиме.
Второй этап частично совпадает по времени с первым (15 марта — 30 сентября) и предусматривает масштабирование новой практики и передачу информации на портал госуслуг для размещения в личных кабинетах пользователей. На третьем (1 октября — 31 декабря) ожидается ввод Единого реестра в полноценную эксплуатацию.
Читайте также: До какого возраста надо содержать детей: мнение звезд