НовостиСтатьиБеременностьРазвитие

«Жертвы» родительского невнимания

26 апреля 2012
«Синдром жертвы» далеко не всегда является последствием пренебрежительного отношения и нелюбви к ребенку со стороны родителей.
Источник: Migration

В предыдущей статье мы рассматривали психологический феномен, называемый «синдром жертвы». Напомним еще раз: «синдром жертвы» является разновидностью неправильного формирования личности, вызванного ошибками воспитания в детстве. Еще раз перечислим основные особенности «жертвы»:

1. Неуверенность в себе, легкое подчинение чужой воле.
2. Неспособность полноценно противостоять агрессии в свой адрес.
3. Зажатая, робкая манера поведения, провоцирующая потенциального агрессора.
4. Отсутствие надежды на помощь со стороны окружающих людей, и, как следствие, тихое подчинение насилию и замалчивание самого инцидента.
5. Неумение вовремя проставить в отношениях с другими людьми границы, за которую нельзя заходить, и, как следствие, быстрое превращение в объект использования.
6. Чрезвычайно низкая самооценка.
7. Интерес к людям, которые с гарантией будут обращаться с ней дурно, тем самым подтверждая, что она - жертва, и ничто не изменит этой ситуации.
8. Подсознательное стремление изменить к худшему жизненную ситуацию. Как следствие, нелепые поступки, просчеты, ошибки.
9. Негативные воспоминания о детстве, полном пренебрежении со стороны родителей и одноклассников.

Следует заметить, что «синдром жертвы» далеко не всегда является последствием пренебрежительного отношения и нелюбви к ребенку со стороны родителей. К группе риска относятся средние дети в семьях с тремя и более детьми. Даже у любящих родителей не всегда хватает сил и внимания на всех детей, и, как следствие, большая часть внимания достается младшему ребенку, старший поддерживает свою самооценку благодаря занимаемой им позиции «почти-взрослый-главный-из-детей», а среднему катастрофически не хватает тех крох, которые ему перепадают.

Также к группе риска относятся дети, воспитанные матерью-«жертвой». Свое представление о собственной «второсортности» она подсознательно распространяет и на ребенка. Не заступается, если другие дети обижают ребенка. Не вмешивается, если несправедливо отчитывают взрослые. Ребенок быстро понимает, что чем-то отличается от других детей, учится уступать и уходить от конфликтов, привыкает к приниженному положению в обществе.

Кроме того, «синдром жертвы» может развиться под давлением деспотичного педагога в саду или школе, или, наоборот, с попустительства педагога, под давлением уверенных и агрессивных детей, которые по какому-либо критерию избрали объектом самоутверждения именно данного ребенка.

Родители часто слишком поздно понимают, что в группе или классе происходит что-то неправильное. Иногда неверно оценивают ситуацию и не вмешиваются, уверенные, что чадо должно научиться само за себя постоять, иногда не замечают тревожных признаков. Нередко такое неведение родителей длится до самого возмужания ребенка. Отсутствие поддержки и защиты со стороны родителей, их нежелание реагировать на жалобы и просьбы о помощи убеждают ребенка, что ему неоткуда ждать поддержки, и он смиряется с положением жертвы.

Как уже упоминалось ранее, «синдром жертвы» обладает чрезвычайно эффективным механизмом самоподдержания в любой жизненной ситуации. Гораздо проще его предотвратить, так как лечение данного синдрома осложняется подсознательным сопротивлением со стороны «жертвы». Поэтому очень важно принять дополнительные меры, чтобы он не развился у детей, относящихся к группе риска.

Если у вас в семье больше двух детей, внимательно наблюдайте за средними - не стали ли они тихими и покорными, не начали ли безропотно уступать в конфликтах. Для каждого из детей хотя бы раз в месяц устраивайте день, посвященный лично ему. В этот день на столе должна быть пища, которую выбрал он. Смотреть передачи, которые хочет он. Если есть возможность - сходите погулять туда, куда хочет «хозяин дня», поиграйте в выбранные им игры. Такие дни особенно важны тем детям, которым не хватает внимания со стороны родителей и влияния в семье.

Если ваш ребенок ходит в школу или садик, общайтесь с ним о его приключениях, пусть рассказывает, как прошел день. Тогда ребенок будет уверен, что может поделиться с родителями своими проблемами, и первые инциденты не пройдут для вас незамеченными.

Если среди ваших родных или знакомых есть люди, которые пренебрежительно относятся к вам или вашему ребенку, сократите общение с такими людьми до минимума. Не стесняйтесь заступаться перед ними за своего ребенка. Постарайтесь как можно раньше донести до ребенка, что не все взрослые и не всегда бывают правы, это защитит его формирующуюся самооценку от давления со стороны негативно к нему настроенного авторитарного взрослого.

Не стесняйтесь заступаться за ребенка. Любой конфликт с его участием тщательно разбирайте, помогите ребенку понять, когда в конфликте виноват он сам и ему стоило бы извиниться, а когда неправы другие люди, и ему стоит отстаивать свою позицию.

Не «отмахивайтесь» от проблем ребенка, даже если они кажутся вам незначительными, а сами вы сильно устали или заняты. Не забывайте: дети - очень плохие рассказчики. Иногда за наивным и на первый взгляд пустяковым лепетом кроется боль и обида, которая годами будет отравлять душу вашего малыша.

Самая тяжелая ситуация - если вы сами - «жертва». К сожалению, бороться с синдромом жертвы в себе очень и очень тяжело. Поэтому постарайтесь хотя бы осознать свою проблему. Идеальный вариант для вас - найти хорошего психотерапевта и вместе с ним начать работу над собой. Если такой возможности у вас нет, осваивайте методики повышения самооценки и вместе с ребенком.