Ученые в СССР были привилегированной частью общества
Сам образ ученого был романтизирован: дети мечтали заниматься исследованиями и делать мир лучше, а молодые люди с радостью шли в науку. В 80-х годах только в РСФСР было около полутора миллиона ученых.
Заниматься наукой было не только престижно, но и выгодно. Научным работникам давали просторные квартиры, у них был доступ к дефицитным и импортным товарам, они отдыхали в лучших санаториях.
При этом зарплаты деятелей науки не сильно отличались от средних зарплат людей, занятых, например, на производстве. Но в целом были достойными: в 80-х годах младший научный сотрудник получал 90–120 рублей, кандидат наук — 250–300 рублей, а доктор наук мог зарабатывать до 400 рублей в месяц.
На пенсии ученые тоже не бедствовали: так, кандидат наук получал 120 рублей, а доктор наук целых 160 рублей в месяц.
Такая пенсия была не сильно меньше средней зарплаты по стране. Цифры взяты из справочника «Страны мира» (М., «Политиздат», 1985).
Через мрак 90-х к современной стабильности
Потом случились 90-е с развалом СССР и глубоким кризисом во всех отраслях народного хозяйства. Государство перестало инвестировать в науку. НИИ закрывались, зарплаты ученых на фоне бешеной инфляции выглядели совсем жалко — от былого престижа профессии не осталось и следа.
Многие ученые уезжали за рубеж — просто чтобы остаться в науке и не умереть с голоду. Дети больше не мечтали исследовать мир, а банально хотели утвердиться и выжить в новой реальности. Но время идет, и ситуация с наукой в стране стабилизируется.
Не быстро, но растут зарплаты научных работников, открываются новые научные направления и лаборатории. Российская наука не отстает от западной.
По данным мониторинга Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ, с 2016 по 2019 год доля родителей, которые хотели бы видеть своих детей учёными, выросла почти вдвое — с 32% до 62%. Это важный показатель, ведь детям мы желаем только лучшего.
Растет престиж науки как отрасли. По данным опроса ВЦИОМ, 59% опрошенных отмечают возросшую социальную значимость науки, а 75% убеждены, что развитие науки и технологий направлено на благо общества.
Что ждет российскую науку в ближайшее время
Рост престижа науки во многом связан с тем, что государство стало развивать эту отрасль и инвестировать в неё существенные деньги. Например, общая сумма вложений в национальный проект «Наука и университеты», реализация которого началась в 2018-м, составит порядка 635 млрд рублей.
К 2024 году Россия должна войти в десятку ведущих научных держав. Кроме того, у нас должны быть созданы хорошие условия для работы российских и иностранных исследователей.
В планах по нацпроекту — до 2024 года создать 900 новых лабораторий, треть из которых будут возглавлять молодые ученые в возрасте до 39 лет. К работе привлекут не только молодых специалистов, но и студентов, которые параллельно с учебой будут участвовать в исследовательских проектах.
Неудивительно, что дети вновь смотрят в сторону науки с большим интересом. Но и с опасением, потому что современная наука — это целый конгломерат направлений и сфер, которые тесно переплетаются между собой. Как выбрать что-то свое, как понять, какая дорога приведет к успеху?
Как старшекласснику определиться с научным направлением
Определиться с научным направлением поможет карьерный тест, запущенный на образовательной платформе «Наука.Территория героев». Он называется «Какой ты ученый?» и рассчитан на старшеклассников и студентов первых курсов.
Это не очередной «тест из интернета», а вполне серьезная работа, над которой трудились ученые и сотрудники Министерства науки и высшего образования РФ, — он основан на методике ассоциативных рядов.
При этом формат теста отлично зайдет молодежи: он довольно короткий, не кажется запредельно сложным и в целом выглядит круто.
Тест состоит из двух частей. Простая первая часть позволит определить подходящую ребенку сферу науки, а вторая поможет определиться с научным направлением и даже возможным местом работы.
Например, вам рекомендуют заниматься физикой, а конкретно — находят склонность к изучению процессов, протекающих в водных объектах по всей планете. И заодно сообщают, что можно выбрать Лабораторию современной гидродинамики при Институте теоретической физики имени Л. Д. Ландау в качестве потенциального места работы.
То есть молодой человек не просто поймет, в какую сторону ему двигаться в образовании, но и узнает, в каких научных центрах ждут молодых специалистов выбранного профиля.
Молодого будущего ученого действительно будут ждать: научные лаборатории активно развиваются и постоянно нуждаются в новых специалистах. Только в прошлом году более 230 российских научных центров получили гранты на приобретение нового оборудования на 13 млрд рублей. Информацию об этих лабораториях, университетах и научных институтах можно также увидеть после прохождения теста.