Суть метода состоит в наблюдении за самостоятельным развитием малыша. Важные принципы методики Монтессори - самовоспитание, самообучение и саморазвитие. Воспитатель скорее не обучает ребенка, а руководит его деятельностью.
Цель педагогов - способствовать развитию внутренней мотивации воспитанников к обучению, их самостоятельности и самодисциплине. Важная особенность Монтессори-групп состоит в том, что в них занимаются малыши разного возраста. Сторонники этой Монтессори-теории утверждают, что это способствует лучшей социальной адаптации детишек и развивает «чувство локтя». Сама же Мария Монтессори считала, что дети способны обучать друг друга едва ли не лучше, чем взрослые.
Монтессори-зоны
Классы Монтессори включают в себя несколько «смысловых» зон. Условно их можно разделить на:
- зону сенсорного развития
Здесь малыш в процессе игры изучает окружающий мир: учится различать свойства предметов (высоту, вес, цвет, длину и т.п.).
- зону умственного развития
Среди разнообразия наук ребенок выбирает наиболее интересный для него материал. Здесь дают начальные знания по различным предметам: математике, естествознанию, языкам...
- зону движения
Физические упражнения, разработанные в рамках методики Монтессори, помогают малышам развить координацию движений, равновесие, способствуют концентрации внимания.
- зону реальной жизни
В этой зоне малыши учатся самостоятельности: раскрашивают, вырезают, рисуют, завязывают шнурки и застегивают пуговицы. Все эти действия помогают развитию моторики: мелкой и крупной.
Попытаемся раскрыть суть методики Монтессори в нескольких словах:
- интерес
Главная задача Монтессори-педагога - научить малыша сосредотачиваться на работе, которая ему интересна.
- индивидуальный подход
Каждый ребенок - личность. Мария Монтессори считала, что не стоит торопить его, искусственно «ускоряя» его развитие. Вместе с тем нужно не упустить момент, и вовремя предоставить ему возможность самореализации.
- свобода выбора
Специалисты, практикующие методику, считают, что не стоит мешать поиску малыша: он может начинать делать что-либо, затем бросать это, но со временем энергия ребенка «перенаправится» на конструктивную деятельность.