НовостиСтатьиБеременностьРазвитие

«П-п-повторите, п-п-пожалуйста»: заикание у детей

5 марта 2013
Ребенок заикается. Это повод для родительских тревог: как он будет общаться? Как учиться? Будут ли его дразнить? В этом случае необходима консультация логопеда, но встреча с психологом тоже не помешает.

Источник: Migration

Ничего никому не скажу

Заикание часто начинается с трех до четырех лет, и чаще всего у детей, которые заговорили поздно. Можно сказать, что заикание – продолжение долгого молчания: говорить все равно приходится, но очень не хочется, поэтому слова и «притормаживают», неохотно выходят изо рта. Довольно часто это связано с тем, что родители стараются все решить за ребенка, обеспечить ему полный комфорт, предвосхитить все его желания – в этом случае ситуация повторяет старый анекдот, в котором шестнадцать лет молчавший сын пожаловался на то, что каша пригорела. И когда его спросили: «Ты умеешь говорить?! Почему же ты раньше молчал?», юноша ответил: «А раньше все было нормально».

Родительские действия. Детям, которые долго не говорят, может быть полезен небольшой стресс: мама не предлагает ему на выбор десять игрушек, а спрашивает: «Что тебе дать?» А если ребенок, которому говорить уже пора, показывает на игрушку пальцем, мама может просто не отреагировать или предложить: «Скажи, что тебе дать?». Но если время слегка упущено, и ребенок просит все сам, но при этом заикается, потребуется помощь психолога.

Что-то случилось

В жизни маленького человека достаточно проблем – его могут обидеть друзья, его может что-то напугать, а иногда случаются такие болезненные вещи, как родительские ссоры или развод. Если ребенок уверен, что его не поймут, или вовсе не будут слушать, отмахиваясь: «Да что там у тебя может случиться, ты же еще ничего не понимаешь!», то он может начать заикаться – зачем говорить, если поговорить не с кем?

Родительские действия. Будьте внимательны к ребенку, разговаривайте с ним, просите рассказать о том, что он видел, как прошел его день – даже если вы все это время были рядом. Если ваша жизнь на данный момент сложна – болезнь, семейные проблемы – постарайтесь позаботиться о том, чтобы ребенок мог кому-то рассказать, что он чувствует и как вообще течет сейчас его жизнь.

То, что нельзя

Иногда родители слишком нервно реагируют на «плохие» слова, которые ребенок приносит со двора, из детского сада, а иногда повторяет и то, что случайно услышал от них самих. Еще не понимая, что именно он произнес, ребенок видит родительский гнев, слышит: «нельзя!», а иногда и вовсе получает по губам. Ему никто ничего не объяснил, и папа сам так говорил, а ему почему-то нельзя – после этого у ребенка может сформироваться убеждение, что говорить вообще опасно, потому что могут накричать и ударить. В этом случае тоже может возникнуть заикание – ребенок просто боится что-то сказать, потому что за этим может последовать наказание.

Родительские действия. Совсем избежать «плохих» слов не получится. С ребенком можно договориться о ситуациях, когда такие слова произносить все-таки можно – ему, как и всем, необходимо избавляться от негативной энергии. Лучше, конечно, сделать это, когда слова только появились в речи ребенка. Но если вы уже давно ругаете его за них и бьете по губам, то будет нужна помощь психолога, потому что быстро отреагировать на перемену в вашем поведении – всю жизнь ругали, и вдруг перестали – ребенку будет трудно.

Важная буква

Однажды детский психолог попросил мальчика, которому не давались слова с «М», назвать несколько любых слов, которые начинались бы на эту букву. «Миша», «молоко», «манеж», «маленький» - все эти слова были связаны с недавно родившимся братиком мальчика, к которому тот отчаянно ревновал своих домашних. Родители после появления малыша перестали уделять внимание старшему сыну, все разговоры в семье были только о младенце. Братик Миша так раздражал мальчика, что ему даже не хотелось произносить его имя, поэтому он начал заикаться на букве «М».

Родительские действия. Если заикание начинается при произнесении слов, которые начинаются на какую-то определенную букву (этих букв может быть несколько), то именно она может стать ключом к пониманию того, что происходит с ребенком.

Общий совет

С заикающимся ребенком можно говорить на несуществующем языке – предлагать ему сочинять слова и тексты, которые никто никогда не слышал, представить, как могли бы говорить зайцы, кроты или синицы, придумать вместе страну с необычными жителями. Пусть он сочиняет на этом языке стихи, поет песни, пробует что-то объяснить вам или рассказать – а вы угадывайте. Это должно стать вашей общей игрой, но не говорите при этом: «Вот видишь, на придуманном языке ты не заикаешься!» Пускай он сам увидит, что может не заикаться.

Аналитический психолог