Но такой взгляд вряд ли можно считать оправданным. На самом деле, трудно себе представить, что после 1 года жизни обмен веществ, потребности и физиологические особенности детей изменяются кардинальным образом.
Сейчас не вызывает сомнения, что полноценное питание в раннем возрасте имеет кардинальное значение для последующего физического и нервно-психического развития ребенка. Существует так называемая «теория программирования питанием», согласно которой основы здоровья человека (как и причины некоторых заболеваний у взрослых) во многом определяются характером питания в раннем возрасте.
Среди различных продуктов питания человека важное место занимают молоко и молочные продукты. В первые годы жизни «молочная составляющая» диеты ребенка особенно велика и значима. И об этом важно помнить!
Скорость роста детей старше 12 месяцев постепенно уменьшается по сравнению с первым годом жизни. По мере снижения темпов роста несколько снижается и аппетит. В физическом развитии ребенка основные достижения заключаются в развитии тонкой моторики. Примерно в 12-месячном возрасте ребенок может брать мелкие кусочки пищи и «отправлять» их в рот. На втором году жизни дети охотно подражают поведению родителей и других родственников. К двухлетнему возрасту большинство детей осваивает навыки еды с помощью вилки и ложки. Темпы социального и умственного развития, эмоциональной сферы очень впечатляющи. Развитие речи к 3 годам позволяет ребенку строить короткие фразы и вести беседу. Это важный период познавания мира и развития мышления.
В развитии ребенка старше года преобладает усложнение моторного и нервно-психического развития. В это время большинство детей уже умеет ходить, а несколько позже – и бегать. К сожалению, в семейной педагогике порой недооценивается роль непосредственного вербального общения родителей с ребенком, чтение вслух, совместное пение. Эти элементы воспитания нельзя заменить никакими современными «электронными учителями» или звуковыми воздействиями.
В плане выбора блюд в меню ребенка все больше проявляются индивидуальные черты по принципу «хочу – не хочу». Родители должны прислушиваться к желаниям ребенка, но ни в коем случае не идти у него на поводу.
Желательно обращать внимание на так называемый «пищевой стереотип» конкретной семьи. Ведь существуют как позитивные традиции – культура поведения за столом, разнообразное и полноценное, но не избыточное питание, - так и негативные привычки (обильное питание, склонность к высококалорийной пище, пристрастие к сладкому), которые, увы, почти автоматически распространяются и на ребенка.
С развитием вкусовых пристрастий дети становятся привередливей в выборе пищи, иногда проявляя негативизм. Надо иметь в виду, что дети предпочитают полужидкую пищу более густой, сладкую пищу – пресной. Если ребенок в этом возрасте плохо ест, то возможными причинами могут быть:
• неспокойная обстановка за столом
• спешка при кормлении ребенка
• какое-то блюдо не нравится
• ребенок слишком устал
В большинстве семей, после того как ребенку исполнился годик, постепенно осуществляется переход на пищу, приготовленную в домашних условиях – так называемый «семейный стол». В него входят молочные каши, вермишель, свежие овощи кусочками или пюрированные, вареные овощи в виде гарнира, рубленое мясо, рыба. Продукты (блюда) готовят преимущественно в рубленом или пюреобразном виде, ведь родителям не следует забывать об особенностях кулинарной обработки для детей от 1 до 3-х лет.
Кратность кормлений на 2-м году составляет 5 раз, нередко, начиная с 1,5 лет - 4 раза в день. Разовый объем пищи составляет приблизительно 350 г.
Примерный объем блюд для детей раннего возраста
Меню | 1-1,5 | 1,5-3 | |
Завтрак | Каша или овощное блюдо | 180 | 200 |
Творожное (рыбное, мясное, яичное) блюдо | 50 | 60 | |
Напиток | 100 | 100 | |
Обед | Салат | - | 40 |
Суп (борщ, щи) | 50 | 150 | |
Мясная котлета (суфле, рыба, курица) | 50-60 | 70-80 | |
Гарнир | 100 | 100 | |
Напиток | 100 | 100 | |
Полдник | Кефир (йогурт, простокваша, ацидофилин, молоко) | 150 | 150 |
Печенье (булочка) | 15 | 15/45 | |
Фрукты | 100 | 150 | |
Ужин | Овощное блюдо (каша, творожное, рыбное) | 180 | 200 |
Молочный напиток | 100 | 150 | |
Хлеб на весь день | Пшеничный Ржаной | 40 - | 60 30 |
Суточный объём пищи | 1000-1100 | 1200-1500 |
Не будем забывать, что молоку и молочным продуктам принадлежит заметное место в рационе питания детей первых лет жизни. Молоко и молочные продукты вносят существенный вклад в обеспечение такими пищевыми веществами как белок, кальций, фосфор, витамин В2.
Если в питании ребенка использовать цельное коровье молоко – в рационе будет содержаться избыточное количество белка и минеральных солей (повышается почечная солевая нагрузка), но вместе с тем окажется очень низким потребление и усвоение железа и йода, витаминов А и D и ряда других веществ. Созданные по современным технологиям, сбалансированные по составу “третьи формулы» помогают укрепить иммунитет малыша и к тому же содержат необходимые вещества для развития мозга и зрения.
Голландская компания “ФризлендКампина” разработала молочный напиток Friso 3 специально для детей старше года. Состав этого продукта, содержание белков и жиров, углеводов и витаминов в наибольшей степени соответствуют потребностям детей данного возраста. Friso 3 содержит пребиотик инулин, что способствует росту полезной кишечной микрофлоры и уменьшает риск дисбактериоза кишечника, а также специальные жиры, активно участвующие в формировании нервной ткани головного мозга. Возраст от 1 года до 3 лет - очень важный период познания мира и развития мышления у детей.
Благодаря хорошо сбалансированному составу, «Третья формула» Фрисолак 3 помогает компенсировать целый ряд недостатков цельного коровьего молока, состав которого не полностью отвечает потребностям ребенка в пищевых веществах в возрасте от 1 года до 3 лет. А еще этот напиток имеет приятный вкус и нравится детям. Приятного аппетита!
Также читайте о бесполезных способах профилактики ОРВИ у детей