НовостиСтатьиБеременностьРазвитие

«Не хочу, не буду!»: как справиться с детской истерикой

7 ноября 2018
Если в два года основная причина истерик - неосуществимое в нашем мире желание ребенка быть одновременно зависимым и свободным, а потому этот этап нужно просто переждать, то в младшем школьном возрасте с детскими протестами надо серьезно разбираться. Находить лазейки, выяснять, где болит и договариваться.
Источник: Migration

«Неть! Маша неть раздеваться!» А у меня в кабинете, мягко говоря, тепло. Градусов 25, не меньше. А этот ангел с пушистыми ресницами - в зимнем комбинезоне и валенках. Машенька, давай я помогу тебе? Машенька, хочешь поиграть в песочек? Тогда надо раздеться. Но - неть! И все тут. Так и не дала снять с себя хотя бы один слой одежды.

Два с половиной года, время боевых действий.
Единственное, что я смогла посоветовать ее уставшим родителям - расслабиться и переждать тайфун. Не вступать в конфликт, не бороться за власть, не слушать укоризненных слов от бабушек-дедушек «Вы ее разбаловали, ребенок должен знать, кто в доме хозяин». Да, должен. Но не сейчас.

В два года ребенок обнаруживает, что родители (особенно мама) не являются его преданными слугами. Что у них есть воля, и иногда «хочу» ребенка пересекаются с «надо» родителей.

«Надо» одеться, чтобы пойти гулять, на улице холодно. Надо снять штаны, прежде чем сесть на горшок, иначе штаны станут мокрыми. Учтите, что все предыдущее время жизни абсолютно все желания малыша исполнялись практически мгновенно и по мановению ресниц. Особенно внутриутробно и в период новорожденности: стало холодно-захныкал-стало тепло, проголодался-захныкал-появилась пища.

А в два года появляются ограничения и принуждения. Ребенок сталкивается с тем фактом, что он больше не всемогущий бог, а маленький беспомощный комочек. Это страшно бесит. Хочется визжать и кидаться на людей (себя представьте на этом месте). Вот они и истерят.

Что помогает?
Находиться рядом, но не включаться. Можно комментировать вслух происходящее («Маша ужасно разозлилась, что ботинки не надеваются на голову»), важно только не сваливаться в сарказм и иронию. Смысл от ребенка ускользнет, а издевательская интонация останется.

Важно отследить тот момент, когда истерика пойдет на спад и в эту минуту обнять, прижать, погладить и предложить сходить на кухню за чем-нибудь вкусным. Воспитывать ребенка, когда он вошел в штопор - бесполезно.

Теперь следующий «волшебный» период: школа.
«Не хочу учиться. Не буду ходить на секцию. Я не собираюсь становиться профессиональным музыкантом, сольфеджио ненавижу, сами играйте свои гаммы...»

Можно, конечно, подогнать ишака к водопою, то есть, заставить ребенка ходить на занятия или в школу, но как заставить его учиться? Нет средства, позволяющего знаниям размещаться и закрепляться в памяти силком. Если только вы не китайская мать-тигрица. Будем надеяться, что нет.

Что помогает?
Я бы докапывалась до первопричины. Почему не хочет? Учительница орет, как больной слон? Тренер по у-шу унижает, обзывается и бьет палкой? Ценность музыкального образования весьма сомнительна для 9-летнего человека? Другими словами, стараемся заинтересовать и убираем то, что мешает.

Я изворачивалась и выдумывала каждый день что-то новое. Как сказала одна моя подруга, «дети стимулируют в тебе креативность и толерантность». О, да! Море креативности и просто тонны толерантности.

В ход идет и подкуп, и шантаж, и примеры из собственной жизни. Для одного важно быть лучше всех, для другого - преодолеть себя, девочки ведутся на похвалу и подарки, мальчики принимают вызов.

Для одной моей дочери важнее всего оказалось, чтобы я сидела с ней рядом и помогала, для другой - периодическое напоминание о конечной цели: «Ты же хочешь выступить на концерте?». С сыном не работает ничего, кроме хороших отношений с преподавателем.

Маленький подарочек в конце недели без троек не сделает из вашего ребенка закоренелого манипулятора, но поддержит его на плаву. Объятия и поцелуй важны для того, чей язык - прикосновения, но не обрадуют маленького честолюбца.

Не работает только прямое насилие. Занятия из-под палки не приносят никакой пользы никому, депрессия и болячки гарантированы всем участникам процесса.

По большому счету, все эти занятия - чисто ваши развлечения. Это вы решили, что учиться можно только на одни пятерки, что без музыки нет воспитанного человека, что у-шу полезно для чего-то там...

Ребенку все эти ваши построения чужды и непонятны. Он подчиняется, потому что должен, потому что он слабее, потому что зависит от вас. Помните об этом, когда зайдете в тупик. И попробуйте спросить, а чего ему-то хочется?

Детский и семейный психолог