Артем учит детей истории в Удмуртской государственной национальной гимназии имени Кузебая Герда. Также он руководит школьным медиацентром «РосПрос». Совсем недавно Артем стал лауреатом конкурса «Учитель года России 2022».
О выборе профессии
Мечты стать учителем в моих дневниках вы не найдете. Помню, в детстве на вопрос, кем я хочу стать, когда вырасту, отвечал: «Милиционером».
В школе я мечтал связать свою жизнь со спортом, но по разным обстоятельствам не сложилось. Параллельно начал увлекаться историей и обществознанием. В итоге поступил на исторический факультет Удмуртского государственного университета, но о будущей работе не задумывался. Хотя со мной учились ребята, которые чуть ли не с первого курса знали, кем они станут. Это не про меня.
На 5-м курсе была обязательная педпрактика — нас на месяц командировали в школу. Руководители практики от университета и школы сказали: «У тебя, молодой человек, есть способности. Если пожелаешь начать педагогическую карьеру, то мы тебя ждем».
В 2013 году я окончил университет. Меня звали в аспирантуру, но я решил попробовать себя в педагогике. Первые два года провел в 91-й ижевской школе, в которой проходил педпрактику. Так все и началось.
Уже сейчас, размышляя над своим выбором, понимаю, что он неслучайный.
Например, моя мама тоже педагог — она логопед с 30-летним стажем. Две маминых сестры, мои тети, — учительницы. Видимо, их пример все-таки сыграл свою роль.
О том, как найти общий язык с детьми
На конкурсе «Учитель года России 2022» один из членов жюри спросил меня: «А почему у вас нет классного руководства, хотя вы так гармоничны с детьми?». Такая оценка экспертов очень много для меня значит.
На мой взгляд, для того чтобы быть гармоничным с детьми, важно уметь представлять себя в роли учеников, которых завалили домашкой, у которых проблемы в семье или у которых стресс после контрольной по физике. Важно уметь чувствовать состояние учеников, чтобы сглаживать острые углы. Для этого, например, я могу пару минут урока посвятить отдыху (включаю спокойную музыку, и мы просто молчим) и иногда не задать домашнее задание. Вероятно, это и называется эмпатией.
К тому же не последнюю роль играют определенные ораторские способности. И я согласен с педагогами, которые говорят, что учитель должен быть в известной степени артистом. Благодаря этим способностям на уроках мне удается быстро найти контакт с ребятами и увлечь их новой темой.
О современных детях
Песня о том, что «дети нынче не те», мне не по душе. Конечно, мне не с чем сравнивать — я 10 лет работаю в школе и пока застал одно поколение детей. Наверное, людям, которые проработали учителями лет 30 и более, виднее, что «конец рода человеческого уже близок». Но я с этим не согласен.
Я считаю, что дети одинаковые во все времена — они точно так же хулиганят, как хулиганили школьники в годы СССР, в имперской России и вообще в любую эпоху. Например, во Дворце наместника в Тобольске в гимназическом классе нам показали розги, которые были стандартным атрибутом любой гимназии.
Конечно, современные дети много времени проводят с гаджетами в руках, сидят в интернете и получают много разной информации — в этом их главное отличие. Но то же самое я могу сказать и про себя. Развитие социальных сетей пришлось на мои старшие классы и университетские годы, поэтому современных школьников я отлично понимаю. Возможно, поэтому мне довольно легко с ними общаться.
В своих уроках я использую мемы и образы, которые отлично знакомы современным ученикам. Так я делаю сложный предмет более понятным и увлекательным.
И нет, я не сижу и не думаю, как бы мне этим зумерам дать понять, что я имею в виду. Дело в том, что я сам часто мыслю такими же категориями. И понимаю, что важно уметь общаться с детьми на их языке, знать особенности их общения.
В остальном же современные дети — это просто дети. Да, они предпочитают причудливые прически, красят волосы в яркие цвета, делают пирсинг (в чем я, кстати, совершенно не вижу проблемы и не считаю нужным с этим бороться), но в остальном они ничем не отличаются от представителей предыдущих поколений. Такие же наивные, с горящими глазами и заливистым детским смехом.
О буллинге и роли взрослых
Без буллинга в школе, к сожалению, не обходится. Он есть сейчас и был всегда. Взять хотя бы фильмы «Розыгрыш» и «Чучело», снятые в 70–80-х годах. Уже тогда в кинематографе поднималась эта важная тема.
Буллинг — это особенность взаимодействия в детском коллективе: есть лидер, который собирает всех вокруг себя, и есть тот, кто ему не нравится, — и тогда лидер начинает его задирать. Ребенку в этот момент очень тяжело (я сам сталкивался с буллингом в школьные годы — знаю, о чем говорю).
Очень важно, чтобы родители и учителя вовремя заметили, что что-то пошло не так. Надо быть очень внимательным и не пропускать мимо ушей «тревожные звоночки».
Что касается моего опыта, связанного с травлей, повторю — это было страшно. До сих пор вспоминать не хочу. И в моем случае все усложнялось тем, что учителя о ситуации не знали и только подливали масла в огонь. Так быть не должно.
О том, каким должен быть современный учитель
Размышляя об этом, я всегда ссылаюсь на интервью психолога Александра Григорьевича Асмолова. Он говорит, что современный учитель должен быть мастером мотивации, мастером коммуникации и мастером навигации.
Когда учитель пытается найти общий язык с детьми, он выступает в роли мастера мотивации и мастера коммуникации. Я считаю, что педагог должен не просто дать детям информацию (ее сейчас в избытке — два клика, и можешь слушать лекции по истории от суперпрофессионалов), он должен их ею заинтересовать.
Наша задача — сделать школу не только храмом знаний, но и таким местом, куда ребенок захочет приходить.
Что касается роли мастера навигации — она тоже очень важна. Современные дети получают очень много информации и не всегда могут отличить правдивую от выдуманной, нелепицу от чего-то серьезного. Учитель помогает им, направляет, подсказывает, учит отделять одно от другого.
О главной задаче историка
Моя задача как историка — научить детей отбирать информацию. Я даю им понять, что очень многие явления в нашей бытовой, социальной и политической жизни трактуются по-разному разными людьми. И это нормально.
Также важно на уроках истории обращать внимание на поступки исторических деятелей. Так, ряд тем мы изучаем через раскрытие исторических личностей. Выясняем, почему человек, оказавшись в конкретной ситуации, принимает такое решение и как его судьба связана с судьбой страны.
Один из таких уроков по А. М. Горчакову — его жизнь напрямую связана с внешнеполитическим курсом России в 50-70-е гг. 19 века. На уроке мы знакомимся с обстоятельствами, в которых он оказался, прошу учеников примерить ситуацию на себя, рассказать, какие решения принимали бы они. Дети начинают понимать, что историю творят живые люди. Таким образом уроки истории перестают быть «безликими», они «очеловечиваются» и тем самым становятся понятнее и интереснее ученикам.
О методах работы
Технология, которую я часто использую на уроках, — это проблемная технология обучения. Это как раз то, о чем я говорил раньше. Мы рассматриваем каждую ситуацию с разных точек зрения. Вместе на ищем ответы на сложные исторические проблемы. Находим не всегда, но в нашем деле главное не отчаиваться.
Мне также очень нравится технология опережающего обучения Софьи Николаевны Лысенковой. Она говорит, что в каждой теме есть какие-то базовые вещи, о которых начиная с сентября надо потихоньку рассказывать ученикам. Например, изучая Советский Союз, надо постоянно напоминать детям о том, что в определенный момент главным системообразующим элементом становится партия. Если они это усвоят, то им будет легче понять, не только причины победы И. В. Сталина во внутрипартийной борьбе в 20-е гг., но и почему был свергнут Н. С. Хрущев, а его место занял Л. И. Брежнев, и почему развалился Советский Союз.
Также я уверен, что педагогика — это не игра в одни ворота. Мало просто прийти в класс и начать что-то рассказывать. Важно в глазах детей видеть их интересы и чаяние, а не отражение себя, то есть учителя
Но как? Тут я начинаю изобретать. Интересуюсь жизнью учеников, их ценностями, героями. Какую музыку они слушают? На кого подписываются в соцсетях? И когда выясняю такие вещи, происходит магия.
Вы смеетесь над мемами? Тогда давайте попробуем перекодировать некоторые исторические события, явления, процессы на язык мемов.
И, самое главное, я многому учусь у своих же учеников. Они знают то, чего не знаю я. Например, как снять и смонтировать вертикальное видео, которое мне нужно было подготовить к конкурсу. Обратился к детям за помощью, они быстро все сделали. Именно за это я и люблю школу — учатся не только они, учусь и я с ними.
Я верю в то, что школа — это источник вечной молодости.
Пока я тут работаю, точно не состарюсь. Главное — быть открытым к тому, что могут рассказать и дать тебе ученики.
Об опыте, полученном на конкурсе
Я получил пищу для размышлений (например, о гуманной педагогике), увидел много интересных примеров педагогической работы и познакомился с прекрасными людьми. Некоторые из них — это буквально олицетворение слова «добро». Смотришь и чувствуешь, что человек замечательный. Огромное счастье, что есть такие люди и что я их увидел.
Фото на обложке материала: Freepik
Читайте также:
Смотрите видео: