Даже если вам кажется, что ваши дети такие же, какими были вы в детстве, — это не совсем так. Представители так называемого поколения альфа родились в эру общедоступного интернета и смартфонов. Как следствие — они лучше разбираются в технике, превосходят своих родителей в навыке быстрого поиска информации и проще адаптируются к изменениям в окружающем мире.
Однако у любой медали есть обратная сторона. По наблюдениям ученых, дети, которые проводят много часов в сутки с телефоном в руках (как правило, речь идет о рожденных после 2010 года), испытывают сложности с концентрацией внимания, хуже осваивают точные науки, часто отвлекаются и с трудом погружаются в изучение школьных предметов.
Что такое ментальная арифметика и зачем она нужна
Ученые разработали специальную методику, которая помогает повысить успеваемость детей в школе и заинтересовать их изучением точных наук. Речь идет о ментальной арифметике.
Если коротко, ментальная математика (иногда популярную методику называют и так) создана для гармоничного и всестороннего развития интеллекта.
Подходит она не только детям, но и взрослым и даже пожилым людям.
Благодаря ей люди учатся производить вычисления в уме. В работе с учениками используются абакусы и соробаны — специальные счетные доски. Строго говоря, между ними нет никакой разницы. Это одно и то же приспособление, которое в Японии называется соробаном, а в других странах мира — абакусом.
История появления ментальной арифметики
В нашей стране эта методика появилась сравнительно недавно, но если рассматривать общемировой опыт, то он составляет около 5000 лет. Первопроходцами стали учителя из Греции, Индии и Рима — много столетий назад они учили подрастающее поколение арифметике при помощи абакусов.
Современная ментальная арифметика берет свое начало в 1993 году — тогда этот предмет стали преподавать во многих уголках мира. На сегодняшний день методика распространена минимум в 50 странах. Особенно популярна она в Китае и Японии — там ее даже включили в школьную программу для учеников младших классов.
Что входит в программу ментальной арифметики
Во время обучения ментальной арифметике учителя используют несколько основных методик:
Методика | Суть |
Обучение счету в уме (иначе его называют «ментальный счет») | Такие занятия строятся на визуализации ментальной карты, когда при помощи схематичных изображений доносятся основные мысли и ключевые слова. |
Применение механических счетов | Счеты используются для решения арифметических задач, в том числе сложных. Такие упражнения развивают мелкую моторику и зрительную память. |
Упражнения на логическое мышление | Учителя используют простые игры и фокусы, которые помогают ученикам развивать навык счета и самостоятельно строить логические цепочки в ходе освоения математики. |
Развитие концентрации внимания | Этот навык тренируется во время использования всех вышеупомянутых методик. Со временем он становится для ребенка автоматическим. |
Важная особенность ментальной арифметики состоит в том, что детей не заставляют зубрить материал (что приводит к выгоранию и нежеланию осваивать учебную программу). В этой методике упор делается на развитие логического мышления и элемент игры, которые мотивируют более глубоко и досконально разобраться в предмете. Со временем ученики относятся к школьным занятиям не как к чему-то скучному, а как к возможности получать новые интересные знания.
Стоит отметить, что само по себе включение в программу счетов-абакусов делает уроки более увлекательными, чем те, в ходе которых просто решаются стандартные задачи. К тому же учителя ментальной арифметики часто прибегают к использованию многочисленных визуальных и вербальных образов, что в перспективе помогает в изучении таких предметов, как черчение, геометрия и даже русский язык и литература.
Что дает ментальная арифметика: плюсы методики
Благодаря регулярным занятиям ученики становятся сильнее не только в математике и других точных науках. Со временем они и их родители видят и другие положительные изменения:
- Развитие памяти. В ходе занятий постоянно тренируется память и улучшается навык запоминания новой информации.
- Развитие мелкой моторики. Этому способствует работа со счетами-абакусами.
- Повышение успеваемости. Занятия ментальной арифметикой помогают легче осваивать школьную программу — это касается всех предметов, даже гуманитарных.
- Формирование интереса к обучению. Вместо скучных вычислений в столбик и зубрения материала детей учат выстраивать логические цепочки и применять понятные схемы, которые формируют интерес к получению новых знаний.
- Развитие навыка счета без калькулятора. Этот навык поможет ребенку решать сложные задачи на уроках математики и не только.
- Развитие концентрации внимания. Ученики лучше концентрируются, становятся менее рассеянными и не отвлекаются на внешние раздражители.
- Способность глубоко погрузиться в изучение предмета. Методика вырабатывает привычку детально разбираться в изучаемой теме.
- Развитие навыка работы в режиме многозадачности. Очень полезный навык, который пригодится не только в школе, но и позже — во взрослой жизни.
- Умение доводить начатое до конца. На занятиях по ментальной арифметике преподаватели помогают ученикам развить такое важное качество, как целеустремленность.
- Развитие визуально-пространственного мышления. Оно помогает применять нестандартные подходы в решении сложных задач.
Главный плюс занятий ментальной арифметикой заключается в том, что она полезна не только для детей с техническим складом ума, но и для гуманитариев. В процессе обучения каждый найдет то, что его обязательно заинтересует.
Ментальная арифметика: минусы
Как и любая другая методика обучения, эта также вызывает споры из-за некоторых неоднозначных моментов:
- Разница в восприятии. Методы ментальной математики сильно разнятся с привычной российской школьной программой. Это может вызывать некоторые сомнения в эффективности методики. Однако мировые исследования и опыт других стран отмечают ее положительное воздействие на способности и успеваемость детей.
- Качество обучения. Как мы уже пояснили выше, многое зависит от квалификации педагога. И далеко не все родители внимательно и ответственно относятся к выбору преподавателя. Надо ли говорить, что от занятий со слабым педагогом не стоит ждать отличных результатов.
- Баланс. Новое занятие потребует много времени и сил. Чтобы ребенок не выгорел, нужно давать ему возможность отдохнуть. Иначе жизнь превратится в бесконечное обучение.
В каком возрасте отдавать детей на ментальную арифметику
Эксперты считают, что лучший возраст для того, чтобы начать заниматься ментальной арифметикой, — от 4 до 16 лет. Да, диапазон довольно большой, но именно в этом возрасте учащиеся лучше всего усваивают новую информацию. Однако строгих ограничений здесь нет, поэтому начать при желании могут люди и старше — даже пожилые. Им методика пригодится для того, чтобы предупредить и замедлить нарушения когнитивных способностей (например, ухудшение памяти).
Правда, в случае со взрослыми людьми все несколько сложнее: поскольку взрослый мозг не так пластичен, как детский, для качественного усвоения нового материала ему потребуется больше времени. Но взрослые люди куда больше замотивированы и усидчивы, а это, безусловно, положительно влияет на результат.
Как выбрать школу ментальной арифметики
Вот несколько критериев, на которые стоит обратить внимание при выборе школы или курсов:
- Педагог. Основное условие при выборе — высокий уровень подготовки преподавателя и регулярное повышение его квалификации. От того, насколько детально он разбирается в теме, зависит то, насколько в перспективе ребенок будет заинтересован в предмете и какие результаты он в итоге получит.
- Программа обучения. Важно, чтобы в ней присутствовали только проверенные методики, эффективность которых доказана мировым научным сообществом. Ребенку должны предоставляться качественные учебные материалы или доступ к онлайн-платформе, на которой родители смогут отслеживать прогресс обучения.
- Практика. Суть ментальной математики не только в изучении предмета на уроках, но и в самостоятельном закреплении пройденной темы. Поэтому очень важно, чтобы учащимся задавали домашние задания.
- Количество учеников. Дошкольники требуют большего внимания со стороны учителей, поэтому группы должны быть небольшими — в среднем до 8 человек. В начальных классах допустимо собирать в одной группе до 10 человек.
- Пробное занятие. Наличие такой опции позволит вашему ребенку попробовать свои силы и понять, насколько ему близка и интересна эта методика. Родителям же предоставится возможность глубже разобраться в теме и решить, стоит ли отдавать ребенка на курсы.
Чего точно не стоит делать — обучаться ментальной арифметике самостоятельно.
В процессе обучения важно учитывать огромное количество факторов. Сделать это может только квалифицированный педагог, занятия с которым принесут максимум пользы.
Заключение
Ментальная арифметика — сравнительно новая, но при этом очень полезная методика, которая позволит вашему ребенку легче адаптироваться к школьным нагрузкам и с интересом усваивать новые знания. Главное, грамотно выбрать педагога и давать ученику возможность отдыхать. Это поможет ему достигать успехов в учебе без ущерба для обычной внешкольной жизни.
Постарайтесь найти школу или курсы, которые предлагают пробное занятие — так вы сможете понять, подходит ли вашему ребенку эта методика, и решить, стоит ли двигаться дальше в этом направлении.
Фото на обложке материала: Freepik
Читайте также: