Например, в США отмечают, что падающий уровень образования угрожает национальной безопасности. Проблемой озаботился даже американский Совет по международным отношениям, эксперты наперебой спорят о содержании и целях образования. Один из них – видный американский историк, президент знаменитого Уэслианского университета Майкл Рот.
В статье «Обучение как свобода» (Learning as Freedom), опубликованной в The New York Times, Рот рассуждает о том, в чем состоит миссия образования. Историк обращается к наследию выдающегося американского философа и педагога Джона Дьюи (1859—1952), который почти 100 лет назад говорил, что лучшее, что школа может дать своим ученикам, – это гибкость, то есть открытость по отношению к жизни.
Или, другими словами, – непрекращающееся стремление учиться у самой жизни. А такое стремление, считал Дьюи, не может быть сформировано, если учащиеся недополучат гуманитарные знания.
Дьюи верил, что усилия школ, направленные на то, чтобы взрастить и развить в своих воспитанниках привычку учиться и самосовершенствоваться, обязательно оправдают себя. Каждый ученик выйдет в большую жизнь личностью и гражданином, способным послужить и своей семье, и обществу.
«Обучение в процессе жизни, – это самая яркая форма свободы», – подчеркивал Дьюи.
Учение Дьюи актуально и сегодня, утверждает Майкл Рот. По его мнению, основанная задача образования – укреплять свободу внутри общества. «Мы не должны считать школы ни военными гарнизонами, защищающими нас от врагов, ни заводами по производству трудовых ресурсов», – пишет автор.
Заслуженный учитель, директор одной из лучших московских школ Евгений Алексанрович Ямбург считает, что ситуация в российских школах тоже хуже некуда, и тоже уверен: «Беда с системой образования — это угроза экономике, культуре, национальной безопасности».
На страницах российского издания The New Times самый авторитетный учитель по версии журнала «Русский репортер» (составившего вместе со Всероссийским центром изучения общественного мнения список самых авторитетных людей России) говорит, что одно из основных предназначений школы – «выпускать не боящихся, внутренне свободных людей».
Однако, полагает Ямбург, выполнить эту задачу нашей школе не по силам. В статье «Рабство нельзя модернизировать» учитель утверждает, что реформы, проводившиеся в сфере образования в последние годы, привели к «серьезнейшему кризису»: «уровень образования, грамотности, общей культуры снизился».
Есть реальные вызовы, пишет Ямбург, на которые образование не отвечает. Более того, отношения «наставник–ученик», на которых раньше зиждился учебный процесс в школе, меняются на отношения «менеджер–клиент», то есть «школы и учителя превращаются в менеджеров по продажам образовательных услуг».
В частности, подушевое финансирование, введение платы «за все, что выходит за рамки стандарта», серьезно подкосило систему образования. Ямбург предостерегает: считать, что перемены в таких областях, как финансирование школы и оплата учительского труда, автоматически вызовут изменения в содержании образования, не только неправильно, но и опасно. «Можно поставить в школах какие угодно интерактивные доски и компьютеры, но это всего лишь удобный сервис. Впереди технологий информационных должны идти технологии педагогические», – уверен знаменитый учитель.
Чтобы изменить положение, автор статьи призывает «уходить от жесткой прагматики, наращивать гуманитарный компонент культуры, который у нас сокращается как шагреневая кожа».
Тем не менее, ситуация – по крайней мере в том, что касается учительских кадров, – за последнее время начала меняться к лучшему. К такому выводу пришла «Российская газета» . В статье «Учителя прибавили в весе» рассказывается об исследовании «Качество приема в вузы в 2012 году», проведенном Высшей школой экономики (ВШЭ) на основе такого показателя, как средний балл единого госэкзамена у поступивших в высшее учебное заведение абитуриентов.
Результаты исследования показали, что средний балл в педагогических вузах вырос «на целую единицу». Как заявил ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов, это очень хороший показатель, свидетельствующий о возросшем уровне доверия к карьере педагога.
ВШЭ, пишет газета, проводит такие исследования с 2009 года, и прежде педвузы являлись «проблемной группой по качеству приема» – туда поступали «в основном троечники». Сегодня такой «троечный» контингент педвузов – удел лишь девяти процентов из них. В целом, средний балл избравших для себя педагогические специальности поднялся до 61,5, сообщает РГ. То есть большинство из тех, кто намеревается пойти работать в школу, – теперь четверочники.
И это внушает оптимизм: возможно, новое поколение студентов прочтет Джона Дьюи.