НовостиСтатьиБеременностьРазвитие

Как определить левшу?

29 августа 2011
Каждый год 13 августа отмечается всемирный день левшей. Кто-то считает их «неправильными», кто-то - потенциальными гениями. Но как быть, если левша родился в вашей семье?

По статистике, леворукие люди составляют от 5 до 30% всего населения. Среди них есть как истинные левши - те, у кого более активна не только левая рука, но и нога, глаз и ухо, так и те, у кого просто левая рука «ведущая». Встречаются также амбидекстры - люди, у которых обе руки развиты одинаково.

Существует множество теорий, почему рождаются левши, но окончательный ответ ученые и врачи пока не дают. Но одно известно точно: леворукость - не болезнь и не патология, а просто индивидуальная особенность как рост или цвет глаз. Ее не надо «лечить»: у «переученных» левшей часто возникают неврозы и другие психические расстройства, повышается утомляемость, особенно у детей.

Признаки леворукости можно заметить у ребенка в первые полгода жизни, но до 4-5 лет они не показательны. До 2 лет у малыша может несколько раз смениться «рукость». С 2 до 4 лет обе руки у него одинаково активны, и только после 4-5 лет четко определяется «доминантная».

Чтобы определить, левша ребенок или нет, часто достаточно понаблюдать, как он складывает кубики и конструктор, завязывает шнурки, рисует и т.п. В большинстве случаев будет очевидно, какая рука «ведет» - совершает активные движения, а какая - только ей помогает, придерживает.

Для более точного результата можно провести тест. Результаты каждого задания надо будет записать: поставить плюсик колонке правой или левой руки, смотря какая будет доминировать при конкретных действиях, неактивную руку отметить минусом, а потом подсчитать результаты.

Не забудьте, что всё необходимое для заданий нужно класть на одинаковом расстоянии от обеих рук. Не стремитесь пройти весь тест сразу - его можно растянуть на несколько дней, подать как игру. Старайтесь не афишировать перед малышом, что Вы фиксируете результаты - просто ведите себя как обычно, а потом потихоньку поставьте «плюсик» в нужной графе. Если ребенок одинаково активно использует обе руки - ставьте плюс в колонку «обеими руками».

Вот пример, какие задачи могут быть в этом тесте:

1. Рисование. Положите пред испытуемым лист бумаги и карандаш и предложите что-нибудь нарисовать. Когда он закончит, попросите его сделать такой же рисунок другой рукой. Оценивают, какой рисунок лучше: линии ровнее, четче штрихи, более точное соотношение деталей. Обратите внимание, правильно ли ребенок при этом держит карандаш, ровно ли сидит, не напрягается.

2. Открыть спичечный коробок. Пассивная рука будет держать коробок, а активная - выдвигать «ящичек». Для интереса можно взять несколько коробков, а внутрь положить мелкие сюрпризы.

3. Построить домик из спичек или коробочек. Смотрите, какой рукой малыш орудует чаще и лучше.

4. Несколько раз бросить и поймать мячик одной рукой. Какой действует чаще, ту и отмечайте.

5. Вырезать рисунок по контуру. Ведущая рука та, которая активна, независимо от того, двигает она ножницы или бумагу навстречу ножницам.

6. Нанизать бисер или бусины на шнурок или нитку с иголкой. Доминирующую руку определяйте так же как в пункте 5.

7. Отвинтить или завинтить крышку на пузырьке. Активная рука крутит, пассивная держит.

8. Развязать узелок. Завяжите на шнурке не очень тугой узелок и посмотрите, какой рукой ребенок будет держать веревочку, а какой тянуть за концы.

9. Построить башню из кубиков или конструктора. «Лидирующую» руку определяем так же, как ранее.

10. Эта задачка для родителей: вспомните, были ли в семье леворукие? За каждого левшу в роду поставьте плюсик в пользу левой руки.

Если у вас вышло больше 7 плюсов в колонке левой руки, то ребенок с большой вероятностью левша. Не считайте это проблемой и не волнуйтесь заранее из-за возможных неудач. Просто примите, что все дети разные, и ваше чадо отличается от остальных не так уж и сильно. При грамотном подходе, никаких трудностей в обучении и общении со сверстниками не возникнет.

Главное, не давите на ребенка и не пытайтесь переучивать - пользы будет мало, а вот психологические комплексы ему вы можете обеспечить. Постарайтесь организовать маленькому левше комфортные условия для развития: купите письменные принадлежности и прописи для леворуких, правильно поставьте свет над рабочим столом (справа, а не слева как обычно), просите учителей и воспитателей не пытаться вложить ему ручку в правую руку. Параллельно развивайте взаимодействие обеих рук. Для этого отлично подойдут занятия лепкой, вязанием, плавание - любыми действиями, требующими синхронной работы.

Журналист, редактор