Чем же отличается арт-терапия от любого другого вида творчества? «В отличие от обычного творческого процесса, арт-терапия – это все-таки систематический метод, – говорит Лариса Суркова. В арт-терапии всегда есть определенные задачи и цели, которые ребенок выполняет».
Прежде всего арт-терапия работает с настроением ребенка и его страхами, а также помогает укреплению доверительных связей между родителями и детьми. Например, родители могут выбрать любое слово ребенка или его фантазию и развить это в историю или рисунок. Таким образом, в семье появляется собственная мифология, свои персонажи, которые помогают работать со страхами ребенка во время болезни, и не только.
Для каждого возраста есть свои определенные методики. На малышей до года арт-терапия не действует. У детей старше года хорошо работают кляксы. Полноценный рисунок ребенок создать не может, но может выразить свое настроение с помощью пальчиковых красок. По виду такого рисунка родители могут определить настроение ребенка и исправить его. Это делается с помощью дорисовки веселых сюжетов к кляксе малыша или изменения цветовой гаммы на более яркую и позитивную.
Для детей старше трех лет подходят диалоговые сказки, которые сочиняются вместе с родителями: вы задаете ребенку вопрос и получаете ответ. Вопрос не должен быть прямым, то есть мы не говорим о болезни ребенка прямо, а перекладываем ее на персонажа. Также хорошо работает изображение страхов, которые возникают у детей во время болезни. Когда рисунок готов, его можно преобразить вместе с ребенком, изменив тем самым его отношение к страху, или сжечь, то есть – избавиться от страха.
В полной версии программы психолог Лариса Суркова приводит примеры:
– Как правильно сочинить сказку с ребенком, чтобы она способствовала скорейшему выздоровлению?
– Что может поддержать малыша, если он попал в больницу?
– Как способствует арт-терапия развитию образного мышления?
Также читайте о девочке, которой живопись помогает бороться с аутизмом.