НовостиСтатьиБеременностьРазвитие

Как воспитывают талантливых детей в России

20 декабря 2017
27 октября 2015 года в ГМИИ им. А.С. Пушкина Международный благотворительный фонд Владимира Спивакова наградил детей, которые блеснули своим музыкальным талантом. Мы побеседовали с родителями и педагогами одаренных ребят и узнали, какие методы воспитания подходят творческим детям.

Вопрос о том, рождаются дети гениями или становятся ими, интересует многих родителей. Как не упустить талант, какие условия создать для того, чтобы он развился? А может, ребенку нужно просто позволить прожить беззаботное детство и не заставлять часами играть на скрипке или фортепиано? Универсального ответа на эти вопросы никто не знает. Однако родители и педагоги одаренных детей твердят в один голос: «Детей мало просто любить. Детьми нужно заниматься!»

«Многие родители хотят просто отдать ребенка в хорошую школу и в итоге получить гения, – говорит мама Нестора Смышляева, – однако это иллюзия. Когда другие мамы и папы смотрят на моего сына, они даже не догадываются, сколько труда – и его, и моего – стоит за легкостью и красотой его игры. Хотя у Нестора действительно есть уникальный талант – импровизировать. Он никогда не играет одну и ту же мелодию одинаково дважды».

Особенность Нестора заключается еще и в том, что с детства он почти ничего не видит. При этом мальчик умудряется учиться в обычной образовательной школе и занимать призовые места за свою волшебную игру на фортепиано.

Мама Нестора – Анита Смышляева – охотно рассказала о том, каких трудов стоит успех ее сына: «С самого детства я внушаю Нестору, что он должен стараться больше других, что если обычный ребенок может подсмотреть, если не выучил или не запомнил урок, то ему, Нестору, нужно все запоминать идеально. Когда он был еще совсем маленьким, и мы выходили гулять, я читала ему все, что попадалось нам по пути – даже объявления на автобусной остановке. А сколько было перечитано книг и энциклопедий вслух, часто не по одному разу, я даже не могу посчитать. Сейчас Нестор может заниматься самостоятельно. Он уверенно пользуется компьютером, слушает много аудиокниг. Но когда мы начинали, ничего этого еще не было. Я рассказываю это не с целью похвалить себя или похвастаться сыном. Просто мне очень хочется показать другим мамам, что если ребенок не видит или слабо видит – это не приговор! Это лишь значит, что вам придется гораздо больше трудиться».

Фото: архив семьи Смышляевых
Фото: архив семьи Смышляевых
Источник: Migration

Анита Смышляева трудится не только над успехами сына, но и над собой. Будучи преподавателем иностранных языков, она получила дополнительное образование в области тифлопедагогики и тифлопсихологии, чтобы помогать сыну в повседневной жизни. Она считает главной ошибкой родителей то, что они жалеют детей, у которых есть проблемы со здоровьем.

«Где бы ни выступал Нестор, в каких конкурсах бы ни участвовал, я всегда прошу членов жюри не подсуживать ему. Сыграл плохо никаких утешительных призов. Но если уж победил, то исключительно благодаря качеству игры, а не потому, что члены жюри пожалели слепого мальчика. Сыну я всегда говорю: «Пока ты маленький, люди могут делать тебе поблажки. Но во взрослой жизни тебе придется стараться втрое больше других, чтобы добиться успеха. Если хочешь играть во всемирно известных оркестрах или стать хорошим композитором, не давай себе никаких поблажек».

У нас есть программа «Услышать Будущего Зов». «Услышать будущее» значит понять, что оно не безгласно, это не что-то далекое и неопределенное, будущее внятно и зовет сегодня, оно требует внимания и справедливости, требует души, ума и такта, оно просит быть особенно внимательными к тем, кто будущее строит – к детям. Представьте себе талант, который зажегся как огонек на небосклоне. Мы стараемся бережно поддержать его. Это значит, что талант должен быть услышанным и уверенным в завтрашнем дне...

Эдуард Григорьев, папа подающего большие надежды виолончелиста Саввы Григорьева, считает, что огромное значение имеет выбор педагога и музыкального инструмента: «Когда у меня спрашивают, не хотел ли Савва бросить музыкальную школу, я всегда смеюсь и отвечаю, что хотел бросить не Савва, а его родители. У нас в семье четверо детей и трое старших занимаются музыкой. Можете представить, что творится в доме, когда одновременно звучат фортепиано и две скрипки? Поверьте, до того, как ребенок научится извлекать из инструмента более-менее приятные звуки, вы будете часами слушать скрипы, всхлипы и ноты невпопад. С другой стороны, то чувство, которое испытываешь, когда твой ребенок выходит на сцену и играет прекрасные сложные произведения мирового масштаба, с лихвой компенсирует все старания».

Фото: архив семьи Григорьевых
Фото: архив семьи Григорьевых
Источник: Migration

«Отказ от скрипки и выбор виолончели в случае с Саввой можно назвать счастливой случайностью, – продолжает Эдуард Григорьев. – Как-то мы, забирая сына из школы, зашли в музыкальный магазин, который находится прямо напротив. Внимание Саввы сразу же привлекла виолончель, и он спросил, что это за диковинный инструмент. Я тогда пошутил и сказал, что это такая большая скрипка – специально для мальчиков. Савва просто загорелся! Он попробовал поиграть, затем стал просить купить... А мы с женой начали искать хорошего педагога, который бы определил, способен ли сын к игре на этом сложном инструменте и взялся обучать. Тут нам повезло еще раз: мы нашли замечательного педагога – профессора МГК им. П.И. Чайковского Гаврыша Игоря Ивановича. Он научил Савву творить чудеса с виолончелью. Лучшего педагога не пожелать!»

Игорь Иванович также поделился с нами своим мнением о природе таланта.

Если посмотреть на одинаково одаренных детей, начинающих играть на разных инструментах, то окажется, что они сталкиваются с неравноценными трудностями в обучении. У пианистов, например, по сравнению со струнниками, нет таких проблем с интонацией, и вообще нет проблем с начальной «виолончельной школой». Поэтому подход к каждому ребенку должен быть индивидуальным. В своем творчестве я стараюсь передать лучшие черты педагогической и исполнительской деятельности своих учителей. Так, у великого Святослава Кнушевицкого, моего учителя, был удивительно теплый, глубокий волнующий виолончельный звук, равному которому до сих пор нет в нашем виолончельном мире.

Выводы из рассказанных историй и высказанных мнений каждый сделает свои, однако в довершение приведем слова самого Владимира Спивакова о том, что «талант не вырастет и не состоится, если у него нет хорошего инструмента». Продолжает эту мысль Петр Ильич Гулько: «Таланту нужно общение, ему нужен диалог с публикой, ему нужно определиться, почувствовать грани своего «Я». Для этого нужны залы с внимательными, добрыми и восторженными сердцами. Вот так, по ступенькам, рождается мастерство и только так может состояться наше будущее. Вот, пожалуй, слагаемые всякого успеха, которого может достичь ребенок».

Также читайте о том, как родить и воспитать гения.