Альберт Эйнштейн когда-то сказал, что не обладает никаким талантом, а только страстным любопытством. Если уж гений физики сомневался в наличии у себя исключительных способностей, то что говорить об обычном школьнике и его родителях.
Между тем педагоги не устают повторять, что бесталанных детей не бывает, и выделяют конкретные признаки одаренности. К ним стоит присмотреться, даже если сейчас речь идет только о поиске «своего» предмета и тех особенностей, из которых могут развиться хорошие способности.
Одаренный ребенок: кто это?
Профи в своей области. Кто-то молниеносно собирает конструктор, кто-то без ошибок пишет диктанты, а кто-то быстрее всех пробегает стометровку — главное, что ребенок делает это хорошо и с удовольствием. И неважно, какие у него оценки в четверти — это далеко не всегда показатель высокого уровня мастерства.
Пытливый всезнайка. Страстная жажда знаний и развития — еще одна черта одаренного ребенка. Он не боится задач не по возрасту и увлеченно осваивает новое: будь то книги, музыкальные пьесы или спортивные элементы.
Он отбрасывает то, что ему неинтересно, получая упреки в лени, но «своим» делом готов заниматься бесконечно.
Перфекционист (в любимом занятии). Бессознательное стремление к совершенству в своей сфере заставляет способного ребенка добиваться результата даже тогда, когда другие давно отступили. Его упорство и целеустремленность порой граничат с дотошностью и упрямством.
«Быстрый компьютер». Скорость реакции, быстрота мысли и восприятия, прекрасная память — мозг одаренного человека похож на суперкомпьютер. В зависимости от вида деятельности эти особенности проявляются по-разному: скажем, у математиков — в умении выстраивать причинно-следственные связи и анализировать, а у спортсменов — в развитом пространственном мышлении и сенсомоторной координации.
Творческая личность. Креативный ребенок способен создавать новое, видеть необычное в повседневном, выдавать оригинальные идеи — не важно, рисует ли он комиксы, вынашивает ли планы по спасению мира от глобального потепления или вдохновенно танцует.
Как помочь способностям раскрыться?
Поддерживать, но не принуждать. Лучший стимул для развития — интерес, а не чувство долга или страх перед плохими оценками. Ребенку нужны не только (и не столько) упорные занятия, сильные школы или репетиторы, но еще и бережное отношение без давления и перегрузок.
Найти хорошего педагога. Того, кто сумеет заинтересовать ученика своим предметом и поддержать эту увлеченность; запустит у ребенка процесс активного личного поиска, а не просто воспроизведения моделей.
Обеспечить всестороннее развитие. Познание, эмоции, общение и физическая активность — вот четыре составляющие целостного развития личности, о которых важно позаботиться взрослым. Перекосы в ту или иную сторону есть почти всегда, так что стоит уделить отдельное внимание тому из аспектов, который явно «проседает». (Конечно, если родители хотят вырастить не только хорошего специалиста, но и гармоничного счастливого человека.)
Предоставить свободу действий. Занятия «из-под палки», даже когда они приводят к высоким результатам, оставляют после себя издержки в виде психологического неблагополучия, подорванных отношений с родителями либо побега из профессии при первой же возможности. Вот почему так важно позволять ребенку заниматься тем, что интересно ему, — и так, как хочет он сам.
Лучше всего развивает интерес самостоятельная творческая работа: исследования, проекты, конкурсы. Например, такие как Всероссийский конкурс научно-популярного видео «Знаешь? Научи!», который стартует 12 августа в Год науки и технологий на сайте nauka.uchi.ru. Спойлер: да, это те самые «видосики», которые обожают снимать и смотреть юные тиктокеры и ютьюберы, только в интеллектуальном формате — редкая возможность совместить приятное с полезным.
Знаешь? Научи!
Если ребенок увлечен наукой и готов рассказать о ней на камеру в интересной и яркой форме, конкурс «Знаешь? Научи!» дает отличную возможность «себя показать и других посмотреть». Главный плюс — полная свобода действий: можно выбрать любую научную тему (даже ту, что далеко выходит за рамки школьной программы) и поработать с ней тем способом, который вдохновляет самого ребенка.
В номинациях конкурса максимально широкий круг дисциплин: естественные, точные, общественные и гуманитарные науки, IT, наука будущего и глобальные задачи человечества (например, борьба с новыми вирусами, старением и глобальным потеплением, обеспечение продовольственной и кибербезопасности и т.д.). Организаторы проекта — АНО «Национальные приоритеты»* и образовательная платформа «Учи.ру» — приветствуют самые оригинальные подходы.
Хочешь — снимай аниме о природных катаклизмах, хочешь — порази всех необычным физическим опытом, а хочешь — начитай рэп о голосеменных растениях.
Сбор заявок на участие в конкурсе продлится до 31 октября 2021 года, так что есть время создать по-настоящему креативный ролик, стать обладателем ценных призов и подарков от организаторов и партнеров конкурса. А на финише — еще и поучиться у профессионалов научпопа: всех участников ждут мастер-классы и видеоматериалы от молодых ученых и популяризаторов науки.
Как знать, возможно, именно с помощью этого конкурса какой-нибудь будущий физик или биолог сможет озвучить на всю страну идею, которая перевернет современные представления о мире. Неважно, если сегодня она покажется неосуществимой: на пути к мастерству важно идти своим путем, не боясь бездорожья.
Проект реализуется при информационной поддержке Минобрнауки России в рамках нацпроекта «Наука и университеты», инициированного президентом России Владимиром Путиным.