Навык
Кстати, помимо грамотности, игра напоминает детям некоторые простейшие знания по лингвистике (разные категории букв русского алфавита, что такое дифтонги, как составляются слоги в словах), и тренирует память.
Инвентарь
Для игры понадобится большая куча каких-нибудь цветных кусочков, например, счетных палочек или мозаики. В наборе должно быть не менее 5 цветов. Можно использовать цветные скрепки, бумажные наклейки, бусины, и даже пуговицы. Я вот, например, брала прямоугольные фишки пяти цветов: красные, синие, зеленые, желтые и серые. Играть можно с любым количеством участников. Один водит, остальные угадывают.
Правила
1. Сначала договариваются о значении каждого цвета. Цвета обозначают разные буквы. Обратите внимание: не звуки, а буквы. Мы играем в то, как пишутся слова, а не в то, как они произносятся, это важно.
Пять цветов обозначают разные виды русских букв: обычные гласные, гласные-дифтонги, звонкие согласные, глухие согласные, знаки.
2. Выбирается группа слов, которую можно загадывать. В самом начале, когда ребенок только учится играть, это может быть что-то очень простое и ограниченное, например, времена года. Их названия могут быть выложены фишками вот таким образом:
Удвоенные красные и желтые фишки - это ударные гласные.
3. Игроки загадывают друг другу слово из выбранной группы, выкладывая его буквенную структуру фишками. К примеру, слово весна выложено в следующем порядке: звонкая согласная, гласная-дифтонг, глухая согласная, звонкая согласная, обычная гласная под ударением.
Конечно, времена года и выложить и отгадать достаточно просто. Но, когда ребенок научится на простых примерах, игра усложняется. Например, можно договориться загадывать животных:
4. Вероятно, правильно выкладывать слова еще труднее, чем угадывать слово по структуре. Если тот, кто водит, делает ошибку при выкладывании слова, он теряет очки. Тому, кто отгадал - очки добавляются, и он водит следующим.
5. Дети постарше могут загадывать друг другу, например, названия городов.
Это уже весьма и весьма сложно. Тут очень вероятны дублирования структуры (например, Дублин и Лондон обозначаются одинаково - в таком случае любая отгадка идет в зачет), а некоторые структуры отличаются друг от друга минимально (например, Лондон отличается от Мадрида только ударением, а Берлин - только первой гласной).
Очень длинными и сложными последовательностями выкладываются Копенгаген, Стокгольм, Рейкъявик. Нужно ввести шестое цветовое обозначение для дефиса, чтобы можно было загадывать такие города, как Нью-Йорк или Санкт-Петербург. Получается вполне сложная игра для подростков и юношей.
6. Группы слов, в которые можно играть таким образом, разнообразны: от овощей и фруктов для малышей до названий звезд и созвездий для старших детей. Однако, некоторым нравится разновидность этой игры, когда группа не задается вообще.
Тогда любое слово, точно соответствующее выложенной структуре, приносит очки игроку, - однако если предложенное им слово не соответствует структуре - он очки теряет. Если играет несколько подростков, можно выложить на столе одну, достаточно простую, структуру, - и по очереди придумывать все новые и новые слова, подходящие под нее.
Кто не смог придумать слово в свою очередь, или ошибся, - выбывает из игры.
Например, трудное задание. Выкладывается слово чайник:
Зеленый + сдвоенный красный + синий + синий + красный + зеленый
Под эту схему подойдут также слова козлик или саммит, но не подойдут похожие слова формат (не там ударение) или бантик (звонкость согласных).
Задание попроще. Дом:
Синий + сдвоенный красный + синий
Под эту схему подходят слова: год, гул, мор, Бог, вид, Рим, гам, лаг, луг.
Неправильным выбором были бы слова: тон, тир, сок, лук, мак.