Навык
Слишком импульсивное поведение ребенка может быть следствием незрелости нервной системы. Но объективные причины не обязывают нас ждать у моря погоды, пока все само созреет, можно попробовать «подтолкнуть» процесс.
Многие из нас, особенно бывшие девочки, помнят забавную детскую игру про коробейника с корзинкой: «В этой маленькой корзинке есть помада и духи, ленты, кружево, ботинки, – что угодно для души». Нетрудно припомнить и правила этого «виртуального магазина»: «Что хотите – то купите, да и нет не говорите, черное-белое не берите...».
И потом разворачивался диалог между «продавцом» и «покупательницей»: продавец старался заставить ее ошибиться и нарушить правила...
Задумывались ли вы, почему соблюдать эти правила детям не так-то просто?
Дело в том, что они решают одновременно несколько задач: «покупают», передают и принимают информацию, то есть, «ведут сюжет игры», а параллельно вынуждены постоянно себя контролировать и одергивать, когда на язык прямо просятся привычные словоформы, или когда невиннейшее предложение «продавца» содержит запретные цвета...
Именно этот механизм необходим ребенку, чтобы контролировать свою импульсивность в школе.
Инвентарь
Для нашей игры, назовем ее «Да» и «нет» не говорите», нам нужен приз. Я, например, дочке просто шоколадку обещала, она сластена у меня. Приз выдается после удачной попытки, – неважно, которой по счету.
Еще пригодятся часы, желательно с секундной стрелкой, дети уважают точное соблюдение обязательств.
Правила
1. Что важно: в игру надо играть в то время, когда вы общаетесь с ребенком, например, вечером, за ужином, укладываясь спать. Причем, делайте это «по ходу», за каким-нибудь занятием, пусть она будет только сопровождением.
2. Ребенку ставится задача, самое простое на первый раз: «да и нет не говорите», и засекается время, например, полчаса.
После этого жизнь идет своим чередом, дочка собирает портфель, семья общается возле тихо журчащего телевизора:
- Это что, Маргош, твой новый монстрик? Какой интересный. А что это у него внутри?
- Это тело его.
- Ага... А голова где?
- Вот.
- А почему она с дыркой?
- Не знаю... Он такой...
- Ага, а вот это, красное, длинное? Тело, как у змеи?
- Да!!!
Тут же хватается за рот, дикий хохот, и требования «снова, играем снова». Раз десять пробовали! Чуть время укладывания не прозевали.
И вот уже папа ей говорит:
- Ничего, Маргош, давай пока что начнем укладываться, и говори-ка ты поменьше. Минутка всего осталась. Ты ведь хочешь выиграть? - и сам себе чуть язык не прикусил: ох, мол, сейчас опять все сначала...
Но ребеночек притормозил, и язвительно, медленно так:
- Паааапа.... Ка-нешшшш-ноооо...
Тут все захохотали уже с облегчением, и я открыла шоколадку, а через десять секунд и минута истекла...
Как вариант для разнообразия и усложнения, когда да и нет будут освоены, можно запрещать, например, местоимение «я» и все его производные: «меня», «мне», «мое»...
Игра выглядят очень просто, но результат часто оказывается впечатляющим. В нашем случае, например, через полтора месяца педагоги отметили серьезное улучшение поведения.
Ребенок понял, как именно ощущается потребность контролировать себя. И стал этим пользоваться!