В последние годы стало модно следить за своей физической формой и заниматься спортом.
Многие взрослые не мыслят своей жизни без ежедневных занятий в спортзале. Соответственно, становится все больше и больше родителей, желающих приобщить с малых лет своих детей к спортивным занятиям. Одни ведут детей в секции с целью вырастить олимпийского чемпиона, вторые рассматривают занятия как способ укрепления здоровья, а третьи идут, чтобы ребенок не болтался без дела. Вне зависимости от мотивации, при выборе занятий родители руководствуются несколькими критериями: вид спорта, стоимость занятий и близость секции к дому.
Подобрав удобное расписание и месторасположение, оплатив первый месяц, остается заниматься в свое удовольствие. Но все может быть не столь радужным, если заранее не учесть еще один важный момент - выбор тренера.
Почему мы так ревностно выбираем первого воспитателя (и садик вместе с ним), репетитора по английскому, первого учителя, но, как правило, не щепетильны в выборе первого тренера? В спорт детей, как правило, приводят в 4-5 лет, поэтому для многих малышей тренер - это первый наставник, от которого зависит многое и, в том числе, захочется ли вашему ребенку заниматься спортом вообще.
Собирательный образ идеального тренера известен: это профессиональный спортсмен, имеющий авторитет в своем виде спорта; человек, внимательный к каждому ребенку, вежливый с родителями, в меру строгий, не повышающий голос на детей, подтянутый, пунктуальный и т.д.
Конечно, мы понимаем, что это только мечты, в реальности такого преподавателя можно встретить очень редко. Поэтому лучше заранее побольше узнать о будущем тренере вашего ребенка: если вы не сможете найти альтернативу, то хотя бы будете готовы к тем или иным особенностям и требованиям учителя, а также сможете правильно настроить ребенка на тренировку.
Несомненно, самой достоверной информаций могут с вами поделиться те, кто уже занимается у интересующего вас тренера, а точнее - родители этих воспитанников. Поинтересуйтесь: как проходят тренировки, какие методы мотивации у тренера, насколько он строг, вспыльчив, непредсказуем, может ли увлечь всех детей во время занятия и т.д. Конечно, сколько людей - столько мнений. Скорее всего, одни будут хвалить тренера и удивляться его терпению и мастерству, другие будут уверять, что такого хама и непрофессионала еще нужно поискать.
Поэтому если есть возможность прийти на занятие и понаблюдать за тренировкой, обязательно воспользуйтесь этим. Если же такой возможности нет, придите на ближайшие соревнования, это событие не менее информативно: как тренер настраивает на выступление, как хвалит за победу или ругает за ошибки. Относитесь к полученной информации трезво, а также решите для себя, с какими недостатками вы сможете смириться, а с какими - никогда.
Например, какая самая распространенная «страшилка» из спортшколы? Тренер орет и бьет. Каждый ребенок в эти два слова вложит свое понимание. Один пожалуется, когда тренер окликнет чуть громче обычного, а другой - после того, как учитель обложит матом и засветит скакалкой или булавой по голове. Первое - приемлемо, второе - вам решать. Тренер, конечно, должен завоевать авторитет у детей, но вряд ли вам хотелось бы, чтобы это было достигнуто путем унижений, оскорблений и рукоприкладства. Но обратите внимания и на себя: если вы со своим ребенком общаетесь именно так, то не удивляйтесь, что по-другому взрослых он уже не воспринимает.
Еще одной распространенной причиной недовольства является внимание тренера к воспитанникам. Одни жалуются, что занимаются исключительно перспективными детьми, другие сетует на то, что внимание обращают только на тех, кто носит подарки и деньги. Хорошо бы понимать, что тренер - это профессия, подразумевающая работу на результат. А результат тренера зависит от воспитанника или от целой команды.
Дети в руках преподавателя - это можно сказать рабочий материал, из которого нужно вылепить победителей. Если абсолютно всех выбирать по рейтингу родительских подарков, то вряд ли получится что-то успешное. А тренеру и его руководству хочется побед и наград. Несомненно, за ваше усиленное внимание вам могут предоставить шанс - например, дать хорошего коня на соревнование, взять на матч в команду и т.д., но если ребенок себя не оправдает, то и презентами тут уже помочь будет трудно.
Надо отметить, что чаще всего презенты и конверты с финансами - это исключительно родительская инициатива, тренер не выпрашивает и не настаивает на этом. Поэтому дело сугубо личное: хотите - носите, не хотите - не носите. Другое дело, если вас обязывают посещать дополнительные платные занятия или финансировать поездки других спортсменов - вот это повод для похода к руководству.
Обязательно обращайте внимание на то, что рассказывает ребенок после тренировок. Ненавязчиво спрашивайте его: что делали, как хвалили, как ругали, все ли получалось или нет. Если вас что-то тревожит, подойдите к тренеру, обсудите, выясните, как обстоит ситуация с его точки зрения, если нужно, спросите совета.
Если вы настроены на результат, то старайтесь без веской причины не пропускать тренировки, не опаздывать, следите за тем, чтобы ребенок был опрятен и полностью экипирован по требованиям секции, интересуйтесь поведением, успехами и неудачами, хотя бы раз сводите на соревнования в качестве зрителя, чтобы малыш понял, к чему он должен стремиться.
Согласитесь, какой бы хороший ни был тренер, невозможно сделать чемпиона из постоянного отсутствующего или не занимающегося ребенка.