История цивилизации - это история человечества, пытающегося преодолеть непрекращающийся ужас голода. Обеспечить ребенка достаточным количеством пищи, чтобы он рос большим и толстым, всегда было основным выражением материнской любви.
Исторически так сложилось, что время от времени наступали периоды, неблагоприятные для выращивания детей: внезапные засухи, наводнения, войны и т.п. В таких условиях шансы выжить заметно повышались у тех детей (как, впрочем, и взрослых!), которые имели значительные «запасы на черный день».
С тех пор условия существования человека значительно изменились, но психология родителя осталась той же: ребенок должен быть толст, румян и весел, и тогда никакие жизненные катаклизмы ему нипочем. То есть чаще всего в родителях, не осознающих свои установки на «первобытную угрозу голода», желание проявить любовь принимает именно такие формы: накормить любой ценой. В ход идут следующие неправильные меры:
- Уговоры (ложечку за маму, ложечку за папу)
- Песни и пляски с бубнами (а также еда под мультики)
- Подкуп (съешь котлетку, и мы тогда пойдем...)
- Угрозы (если не съешь - не пойдем...!)
- Наказания (не съел все - останешься без мультиков)
- Воспитание жадности (съешь быстро, а то сейчас киса (папа, дядя, братик) съест!)
- Соревнование (кто быстрее съест) - чаще всего в таком случае еда плохо прожевывается.
О том, что еда, съеденная насильно и без аппетита, впрок не пойдет, известно многим диетологам и детским психологам (да-да, существует даже детский невроз, связанный с принятием пищи!)
Не во всех семьях кормлению детей уделятся такое пристальное внимание. Некоторые мамы совершенно философски говорят: хорошо, когда ты проголодаешься, скажи. Но имей в виду, что я не буду отдельно готовить для тебя, и придется тебе есть то, что осталось, или довольствоваться бутербродом или хлопьями с молоком. Многим мамам стОило бы посмотреть в такой момент на довольное сияющее лицо ребенка, услышавшего такую «угрозу».
Рождаясь, дети не понимают и не разбираются в том, как принято есть. Некоторые из них предпочитают есть всю ночь и спать весь день! Хотя они и приспосабливаются к нашему ежедневному режиму к трем или четырем годам, все же они еще очень маленькие, и не стоит думать, что запихивать в них массу еды три раза в день полезнее, чем если они перекусят шесть или даже восемь раз на бегу (поскольку бегать в два, три и даже четыре года гораздо более естественно, чем сидеть).
Маленькому ребенку неинтересно сидеть за столом со взрослыми и вести философские беседы. Ему интересно поковыряться в тарелке, разбросать еду по столу, размазать по стенам - и бежать дальше по своим делам, жуя на ходу.
Только с возрастом, когда ребенок уже может участвовать в беседе, это чинное восседание за столом вместе со взрослыми приобретает для детей хоть какое-то значение. То есть с опредленного возраста то, чего вы добивались с таким трудом, получится у ребенка само собой - и это значит, что он созрел для выполнения действия. Это как с горшком: можно до бесконечности сажать малыша на горшок, но он не понимает смысла выполняемого действия.
В отдельных случаях у детей проявляется пристрастие к определенным продуктам. Многие дети буквально настаивают на том, чтобы начать обед со сладкого блюда. Съедая что-нибудь сладкое, когда они устали, они вызывают подъем сахара в крови, после которого следует спад, а затем наступает равновесие. Снижение содержания сахара в крови приводит к повышению аппетита, что заставляет детей чувствовать себя голодными, и они с удовольствием съедают другие, более калорийные продукты.
Это полезно не каждому ребенку, и такой подход можно критиковать, но это свидетельство мудрости нашего организма, к сигналам которого следует прислушиваться. Такое поведение оправдано в тех случаях, когда ребенок устал или начинает заболевать.
Я не раз видела, как бабушки у нас во дворе выносят еду для внуков на гулянье в пластиковых коробочках: «Только на улице ест!» Некоторые кормят перед телевизором, кому-то помогают игрушки и рисунки. Один малыш так любил собак, что родители купили ему красивую собачью миску, и он кушал с аппетитом только из нее.
Если ребенок здоров, но ему просто скучно есть за столом, можно попробовать его развлечь, отвлечь и развеселить, и тогда уже в ход идут и мультики, и прогулки, и домашние животные. Часто положительный пример «правильного пищевого поведения» оказывают старшие братья и сестры и товарищи по детскому саду с хорошим аппетитом.