«За полгода 31 ребенок из Ростовской области пытался покончить собой», «В Оренбуржье количество детских суицидов выросло втрое», «В Бурятии девочке с четвертой попытки удалось покончить жизнь самоубийством», «В Карачаево-Черкесии 9-летний детдомовец покончил с собой», «Школьница погибла, бросившись с крыши многоэтажного дома в Москве», «В Томской области 12-летний мальчик покончил жизнь самоубийством», «Пятнадцатилетний подросток повесился в Чечне»... Это лишь некоторые заголовки новостей за последние два месяца. Безымянные герои новостных хроник - подростки, покончившие с собой.
Каждый год 10 сентября во всем мире проходит день предотвращения самоубийств. За последние 50 лет число суицидов выросло на 60%. При этом по подростковым и детским самоубийствам Россия занимает третье место в мире - после Казахстана и Белоруссии.
Средний показатель по количеству подростков, наложивших на себя руки, в нашей стране в три раза выше общемирового. Ежегодно 200 российских детей и 1500 подростков добровольно решают уйти из жизни. Мысль о самоубийстве появляется в голове почти у каждой второй российской девушки и у каждого третьего юноши.
В начале сентября чиновники снова вернулись к идее ввести в школах должность суицидолога - специалиста, который бы занимался предотвращением детских суицидов. Они могли бы проводить в школах анонимные опросы или тесты, пытаясь обнаружить «проблемных» школьников.
До этого уполномоченный по правам ребенка при Президенте России Павел Астахов добился включения предложений по предупреждению суицидальных наклонностей школьников в программы Минздрава.
Астахов предлагал школам, которые не могут позволить содержать психолога, создавать службы школьного примирения, куда бы обращались школьники для разрешения конфликтов. А предыдущей инициативой чиновников была создание федерального министерства или совета при президенте по вопросам поддержки семей.
Но пока чиновники придумывают способы, как остановить волну детских самоубийств, подростки продолжают делать этот последний шаг. В прошлом году ЮНИСЕФ представил исследование «Смертность российских подростков от самоубийств».
Подростки тут - это дети от 10 до 16 лет. По результатам стало понятно, что более 90% самоубийств среди подростков произошло из-за проблем в семье - плохие отношения с родителями, высокий уровень насилия, неодобрение, суровая дисциплина.
Отношения со сверстниками тоже один из важных факторов.
Детям свойственна повышенная впечатлительность и импульсивность в принятии решений - одного слова бывает достаточно, чтобы ребенок «вспыхнул» и совершил непоправимое. Еще одним фактором называют - самоубийство известных людей или тех, кого ребенок знал лично. Фактор «внушающего влияния самоубийцы в качестве примера» называют 40% мальчиков и 50% девочек. Алкоголизм, наркотики и депрессии - тоже влияют на подростков.
Причины хорошо изучены и понятны. Меры профилактики - в принципе, тоже. Рецепт не универсальный, но уже много раз испробованный в западных странах.
Главное: не терять связь с ребенком на всех уровнях - в семье, в школе, в обществе. С детьми надо разговаривать.
Только в этом случае, утверждают специалисты, возможно попытаться поймать тот момент, когда ребенок начинает задумываться о суициде.
На самом деле все несложно. Родители должны обращать внимание на изменения в поведении и интересоваться настроением ребенка. Школа должна следить за тем, как проходит социализация каждого конкретного ученика. Государство должно готовить специалистов, которые бы занимались предотвращением самоубийств.
Психологи говорят о простых константах: нужно с самого раннего возраста развивать в детях чувства долга, ответственности, эмоциональную привязанность к близким людям, вовлекать их в творческую деятельность и спорт. И самое главное - учить просить о помощи.
На государственном уровне следует организовывать программы, куда были бы вовлечены подростки из группы риска, как это делают в других странах. Например, программа Coolness training в Германии направлена на молодых людей, которые стали изгоями в своей социальной среде.
В ее рамках проходят масса психологических тренингов и занятий, развивающих социальные навыки. Проще говоря, в Германии тех, кому сложно наладить отношения с окружающими, учат общаться.
Программа Time Out! Getting Life Back on Track, разработанная в Финляндии, предлагает так называемого личного советника, который работает в больницах и школах, с которым можно обсуждать все возникающие проблемы.
Но говорить о чиновничьих нововведениях и западном опыте странно, пока, допустим, в социальных сетях существуют десятки групп, вроде «Клуба потенциальных самоубийц». В самой популярной состоит почти 8 000 человек.
Возможно, в какой-то степени участники таких объединений - это как раз те люди, которые готовы выслушать, которых не хватает детям, оказавшимся на грани. Но интернет-анонимность позволяет сделать и кое-что еще: подтолкнуть человека к краю - туда, откуда уже нет выхода.