В российских школах в рамках национального проекта «Образование» начался эксперимент по внедрению Цифровой образовательной среды (ЦОС), он продлится до 2024 года. Многие родители боятся цифровой трансформации образования. Кажется, что речь идёт о «вечном дистанте» и, как следствие, о низком качестве обучения. Разберёмся с самыми сильными родительскими страхами по поводу «цифры» и узнаем, какие изменения ждут школы в ближайшие годы.
Школьников ждёт полный переход на дистант
Как на самом деле. Это не так. Наши дети, как и прежде, будут учиться очно. Но в современном образовании не обойтись без информационных технологий. Поэтому ЦОС поможет традиционной школе, а не заменит её.
Что такое цифровая образовательная среда и какие преимущества она даёт школьникам и учителям? ЦОС — это современное техническое оснащение школы, единая база образовательных ресурсов и коммуникационная среда для общения школьников и учителей. Цифровизация расширяет возможности обучения и дополняет живой диалог учителя и ученика.
Онлайн-технологии позволят болеющим детям не выпадать из процесса: на больничном ребёнок сможет смотреть уроки онлайн и вовремя получать домашние задания.
Во время пандемии стало очевидно, как важно грамотно организовать онлайн-обучение, чтобы в случае форс-мажора можно было без труда уйти на дистант.
В некоторых случаях онлайн — единственно возможный выбор, особенно если дело касается дополнительных активностей, в которых задействованы знаменитые или очень занятые люди. Так, в московской школе No 1409 ещё до карантина стартовал проект «История успеха». Это профориентация для подростков на примере известных людей, которые сами рассказывают о своём пути. Весной эти встречи «переехали» в онлайн — и стали даже доступнее и для детей, и для спикеров. Недавно ребята пообщались с создателем «Лаборатории Касперского» Евгением Касперским, а скоро встретятся с известным художником Никасом Сафроновым.
Цифровизация снизит качество обучения
Как на самом деле. Цифровой подход не снижает качество обучения. Он делает образовательный процесс более современным и глубоким.
В школах будет развиваться цифровая библиотека с качественными учебниками по всем предметам, видео, графикой и интерактивными заданиями. Эти инструменты будут использоваться для классной и домашней работы.
Платформа для общения поможет вести трансляции занятий и создавать чаты между учениками и учителем. У всех классов будут собственные страницы в системе. Каждый ученик сможет собрать электронное портфолио со своими успехами — победами в олимпиадах и конкурсах.
Цифровизация образования уравняет доступность учебных программ для школьников из разных регионов и населённых пунктов.
Ученики из далёкого села будут иметь те же обучающие материалы, что и ребята из престижной московской гимназии. То есть общий уровень образования скорее повысится.
Особенно ярко результаты цифровизации видны в регионах, потому что школы в регионах исторически укомплектованы современной техникой хуже столичных. Так, во все школы Великого Новгорода закупили оборудование для создания цифровой образовательной среды.
Школам выделили 66 миллионов рублей. На них приобрели 58 интерактивных презентационных комплексов, 1102 ноутбука и 29 многофункциональных устройств. Около 200 тысяч рублей было потрачено на обучение учителей. Потому что цифровая среда требует новых знаний и навыков не только от детей, но и от педагогов.
Учителей сократят, а школы закроют
Как на самом деле. Родители опасаются, что цифровая образовательная среда разрушит сложившуюся систему и в итоге заменит учителя.
На самом деле новые технологии внедряются для помощи учителям, чтобы разгрузить их и избавить от большого количества бумажной работы.
Это и отчётность, и проверки однотипных заданий, например, тестов. Всё это с той же эффективностью будут делать компьютерные программы, а у учителей останется больше времени на общение с учениками, творческие занятия и индивидуальный подход.
Цифровизация влияет буквально на все школьные процессы, не только на обучение. Директор кемеровского учреждения «Школьное питание» Анастасия Панькова рассказала, что с помощью мобильного приложения ученики и их родители отправляют свои замечания и предложения по блюдам в школьных столовых. Такая же функция «Ревизор» действует и в электронных дневниках. «Эти инструменты пользуются большой популярностью у детей и их родителей. А мы можем оперативно реагировать на все замечания, убирать непопулярные блюда и даже делиться полюбившимися рецептами», — отметила Панькова.