НовостиЗнаменитостиБеременностьРебенокРодительствоШопинг

Что, когда и как читать малышам

27 июня 2012

Мало кто будет спорить, что книги необходимы для гармоничного развития ребенка. Разногласия возникают обычно при выборе книг, которые стоит читать малышу, времени начала этого занятия и способах его осуществления: кто-то читает вслух младенцу в утробе, а кто-то откладывает встречу с книгой до школы.

Источник: Migration

Знакомство ребенка с миром литературы стоит начинать с первых месяцев. Первыми произведениями станут короткие стишки и потешки, прочитанные или рассказанные родителями по памяти. Ритм стихов лучше воспринимается младенцем, чем проза, вызывая более сильный эмоциональный отклик. Потешками хорошо сопровождать разные рутинные действия - мытье, переодевание, массаж, укладывание спать.

С полугода или чуть раньше дайте малышу его первые книжки. Пока он будет только слушать, что ему читают и рассказывают, а сам крутить в руках новую необычную игрушку, но скоро он поймет, что книжки можно не только пробовать на зуб, но и перелистывать страницы, рассматривать картинки, узнавая нарисованное.

Чтобы книжки переживали встречи с крохой, который почти наверняка попытается их пожевать или порвать, многие из них сейчас выпускают «детоусточивыми»: из ткани, из вспененного полиэтилена, с толстыми картонными и ламинированными страницами. С некоторыми из них можно даже купаться. Текста в таких книжках, обычно, совсем немного, зато в достатке ярких иллюстраций, а часто и игровых элементов (задвижки, шнуровки, отверстия для пальчиков и т.п.). Такие книжки-игрушки надолго занимают малышей, в то время как просто слушать текст им быстро надоедает.

Взрослые должны не просто читать (или пересказывать) содержание книги вслух, но и попутно показывать карапузу, как произнесенное соотносится с картинками на странице, просить показать, что где изображено. Поэтому надо выбирать детские книжки с хорошими иллюстрациями. Картинки для маленьких должны быть яркие и четкие, изображения животных и предметов - узнаваемые даже в стилизованном виде. Свинья, например, должна быть, как минимум, розовой, а не зеленой или фиолетовой, а еще лучше - без бус и туфель на каблуках. Это нужно для того, чтобы ребенок мог соединить зрительный образ с услышанным словом, получил реальные представления об объекте. Лишним будет говорить, что иллюстрации должны подходить к тексту, а не противоречить ему.

В первых детских книжках текст должен занимать значительно меньше места, чем картинки - одно двустишие или четверостишие, одно-два коротких предложения на станицу. Во-первых, ребенок еще не готов воспринимать много информации сразу, да еще одновременно ассоциировать слова с изображениями. Во-вторых, малыш до года, как правило, пока не умеет концентрировать внимание на объекте дольше, чем на несколько секунд, а родители просто не успеют за это время прочитать больше пары строк.

Не стоит сразу приобщать грудного малыша к Пушкину, Пришвину или Киплингу. Их книги, конечно, обязательно стоит прочитать, но попозже, когда он будет готов к их восприятию. Сейчас же возьмите книжки попроще, даже если они вам кажутся примитивными. Кроху порадуют истории с сюжетом вроде: котик проснулся, котик покушал, котик погулял, котика обняла мама, котик лег спать. Отлично будет, если герои книжек будут выполнять те же действия, что и ребенок в течение дня - так они будут ему понятнее.

Познакомьте малыша с народными сказками вроде «Репки», «Колобка», «Теремка». Они хороши для маленьких деток тем, что в тексте много повторяющихся элементов. Рефрен хорошо запоминается и ребенок радуется, когда узнает знакомые строчки, а позже начинает пытаться их повторять

Читайте с ребенком без принуждения, только когда он в хорошем настроении, чтобы не отвратить его от книг вообще. Для формирования привычки, превратите чтение в ритуал. Например, доставайте книги перед ночным или дневным сном, или в отведенное для чтения время вечером, когда у малыша уже мало сил для активных игр и ему не хочется никуда бежать, кричать и бросаться игрушками.

Чем раньше ребенок привыкнет к присутствию книг в своей жизни, тем легче ему потом будет осваивать самостоятельное чтение, научиться читать для собственного удовольствия, а не «из-под палки».

Журналист, редактор