• Пока ребенок еще не начал передвигаться по дому, пройдите его возможный маршрут сами и определите список потенциально опасных мест и вещей.
• Частая иллюзия молодых родителей – считать, что они, взрослые и сильные, непременно сумеют предотвратить неприятности. Поэтому используйте средства для безопасности детей: защитные экраны, блокираторы, смягчающие прокладки и заглушки.
• Не запрещайте ребенку подходить к опасным объектам в вашем присутствии – дайте ему возможность удовлетворить свое любопытство. Можно взять его на руки, чтобы он их рассмотрел. И научите малыша слову «Горячо!».
Станьте на время ребенком. Пока ваш сын или дочка еще не начали передвигаться по дому, пройдите их возможный маршрут сами. Встаньте на четвереньки и немного поползайте по дому. Можно сделать это и по-пластунски, учитывая разницу между вашими размерами и размерами ребенка.
При этом, очень внимательно осматривайте все, что вас окружает – острые углы мебели, паркет, который может занозить, невысоко расположенные розетки, предметы, до которых можно дотянуться и уронить их на себя, или поднять с пола и проглотить... Исследуйте квартиру несколько раз и составьте список потенциально опасных мест и вещей, с которыми потом надо будет разобраться.
Не думайте, что вы всегда окажетесь быстрее малыша. Частая иллюзия молодых родителей – считать, что они, взрослые и сильные, непременно сумеют предотвратить неприятности. Маленькие дети часто передвигаются с невероятной быстротой и поймать их бывает сложно. Полезно будет пойти в гости к знакомым, у которых малыш уже ползает или ходит, и понаблюдать за скоростью его передвижений.
Кухонная плита. Если вы не используете специальный защитный экран, то следите за тем, чтобы ручки сковородок были повернуты так, чтобы ребенок не мог до них дотянуться, а кастрюли стояли на дальних конфорках. Ручки плиты должны быть защищены специальными приспособлениями или просто клейкой лентой, чтобы их нельзя было повернуть.
Стоит поставить блокиратор и на дверь духовки. Но не запрещайте ребенку подходить к плите в вашем присутствии – дайте ему возможность удовлетворить свое любопытство. Можно взять его на руки, чтобы он посмотрел в кастрюлю (не кипящую!), можно дать помешать еду в сковородке деревянной ложкой.
И научите малыша слову «Горячо!» - для этого дайте ему потрогать какую-нибудь горячую посуду. Конечно, ему не должно быть больно, но пусть прикосновение все же доставит небольшой дискомфорт – при этом не забывайте, что кожа ребенка гораздо нежнее вашей.
Кухня. Все чистящие и моющие средства должны быть спрятаны в надежном месте и закрыты на замок. Замки и блокираторы нужно установить и на ящики и напольные шкафы – впрочем, как и во всей квартире.
Не забывайте о посуде, которая может разбиться: если ребенок, гуляя по кухне в то время, пока вы готовите или убираете, захочет пить, дайте ему не стеклянную или фарфоровую чашку, а пластмассовый или бумажный стаканчик. И откажитесь на время от скатерти – до того времени, пока малыш потеряет интерес к тому, чтобы регулярно стягивать ее со стола.
Ванная и туалет. Следите за тем, чтобы крышки на пузырьках и баночках, которые вы держите в ванной, были всегда хорошенько закручены. Если в ванной находится шкафчик с лекарствами, пусть он будет недоступен для ребенка – тщательно закрывайте шкафчик, а лучше не доставайте из него ничего при малыше: цветные таблетки обычно вызывают у детей большой интерес.
Что касается туалета, то на крышку унитаза тоже можно поставить блокиратор, а рулон туалетной бумаги немного смять в кулаке, чтобы малышу было неудобно размотать бумагу и разбросать ее по всей квартире. И помните – один в ванной комнате ребенок находиться не должен, особенно если там есть емкость с водой, и неважно, какой она глубины.
Детская. Маленьким детям нельзя давать играть мелкими предметами или монетами, которые они могут проглотить, или засунуть в нос или уши – вы хорошо это знаете. Но у больших игрушек тоже есть мелкие детали – поэтому внимательно осматривайте кукол и мишек на предмет отсутствия пластмассовых глаз и оторванных ручек, и выбрасывайте сломанные игрушки, если у ребенка нет к ним привязанности.
Научите его широко открывать рот и говорить «А-а-а», чтобы в случае чего вы могли проверить свои подозрения.
Другие комнаты. Следите за тем, чтобы ребенок не опрокинул на себя стул или полку – для этого займите нижние полки шкафов игрушками, а стулья приставляйте к столу вплотную. На двери установите приспособления-блокираторы, которые не позволят малышу прищемить пальцы, а на окна – устройства, которые не дадут их распахнуть: следите и за тем, чтобы около окон не стояли стулья, табуретки, кровати и прочая мебель, на которую ребенок может забраться.
Острые углы защитите специальными прокладками или даже старыми носками, а электрические розетки закройте заглушками.
Купите несколько колокольчиков и повесьте их на двери. Так вы узнаете, что малыш начал передвигаться по квартире, и проследите за тем, чтобы он не сделал того, чего ему делать совсем не нужно.