Стоит ли отдавать ребенка на уроки английского в детском саду и как понять, что занятия приносят результат? Почему важно начинать учить язык в раннем возрасте и как правильно организовать процесс, чтобы избежать разочарования? Анна Данилова, основатель школы Da.School и автор курса Playing English, дала практические рекомендации и пояснила, какие подводные камни могут быть в таких занятиях.
Почему важно изучать иностранный язык с детства
Раннее детство — идеальное время для начала изучения языка. Мозг ребенка пластичен и устроен так, чтобы легко и естественно поглощать информацию. Если процесс выстроен правильно, то дошкольники впитывают язык без стресса, зубрежки, принуждения и сложностей. Главное — обучать ребенка в игре по 10-15 минут в день.
Раннее изучение языка помогает почувствовать уверенность, свою «суперсилу». Это защищает ребенка от негативных установок по типу «он у вас неспособный, да и вообще технарь», которые часто слышат родители от учителей и воспитателей.
Дети, которые в игровой форме познакомились с иностранным языком до школы, легче усваивают и воспринимают новую информацию непосредственно в процессе учебы, а также проще адаптируются к занятиям.
Как нужно организовать учебный процесс
Регулярность
Для дошкольников оптимальны короткие занятия по 10–20 минут каждый день, их можно разбить на две части — утром и вечером перед сном.
Игровой формат
Дети лучше всего усваивают язык через игру. Следите, чтобы занятия были динамичными. Песни, танцы и движения помогают им запоминать слова быстрее и с удовольствием. Если на вопрос: «Что ты делал на уроке?» — ребёнок отвечает: «Играл!» — это идеальный результат.
Никакой зубрежки и принуждения
Часто в детских садах учат отдельно слова по теме. Например, овощи или фрукты. Но в реальной жизни нам редко когда нужно произнести сразу 10 названий овощей. Без контекста запоминать слова трудно, особенно ребенку. Намного эффективнее давать в игре дошкольникам конструкции и целые фразы, например: «I like apples, and you?», «Bananas are yellow», «There is a potato on the table».
Какие занятия в детском саду не принесут результата
Один-два раза в неделю — недостаточно, ребенок успевает забыть материал, и процесс приходится начинать заново.
Отсутствие игры и занятия, построенные на повторении слов, где дети сидят и отвечают на вопросы без движения и вовлеченности. Такое обучение становится скучным и неэффективным.
Ставка на песни и стихи. Они полезны для слуха, но их недостаточно для практического владения языком. Например, фраза «Baba black sheep have you any wool?» не поможет ребёнку заказать мороженое на английском.
К чему приводит такой подход к занятиям в детском саду
Ребенок ходит, к примеру, год на занятия, родители думают, что он эффективно «учит английский» и действительно получает новые знания, у них, скорее всего, есть определенные ожидания. При этом чаще всего прогресс у ребенка небольшой. Результат — родители довольно сильно разочарованы, начинают думать, что ребенок неспособный. Ситуация может усугубиться, если учитель подольет масла в огонь фразами по типу «ваш малыш неусидчивый / не предрасположен к языкам» и т.д).
Как организовать эффективное обучение до школы
Если ребенок занимается английским с 5-6 лет, он может освоить в игре уровень A0 за 3 месяца при регулярных занятиях (10–15 минут в день).
Варианты обучения:
Домашние занятия. Родители могут проводить короткие уроки по 15 минут в день, используя игровые материалы. Это не только процесс обучения, но и вместе проведенное время, которое укрепляет привязанность ребенка.
Курсы английского. Игровые занятия с преподавателем тоже возможны. С 5,5 лет возможны занятия онлайн.
Языковой детский сад. Полное погружение в языковую среду подходит для некоторых семей, но имеет свои нюансы.